четверг, 28 августа 2014 г.

Конспект открытого урока по переплётно-картонажному делу в 7 классе.



Конспект открытого урока
по переплётно-картонажному делу
в 7 классе.
(1 час) 28.03.2014г.
Тип урока: комбинированный.

Тема урока: Конструкции книжных соединений. (1час)
Цель урока:
1.     Изучить конструкции соединений книжных блоков.
Задачи:
1.     (Образовательная): Сформировать  у воспитанников представление о конструкциях книжных соединений.
2.     (Коррекционно-развивающая): Развивать конструктивное мышление, словарный запас, речь.
3.     (Воспитывающая): Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование.
Наборное полотно с табличками, на которых даны названия способов соединения книжных блоков. Образцы книг с  различными видами соединений.   ТСО с презентацией.

ХОД УРОКА
I.                  Организационно-подготовительный этап.
Цель - подготовка воспитанников к работе на уроке.
«Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный день - к нам пришли гости. Цель посещения нашего с вами урока - это выяснить, какие знания, умения и навыки вы приобрели за истекший период. Давайте покажем и расскажем все, что мы свами знаем!
Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует? Какое сегодня число? Запишите 28.03.2014г. Тема нашего урока: «Конструкции книжных соединений» - запишите с доски.
II.               Основной этап.
Проверка домашнего задания
Цель - установить правильность понимания выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний воспитанников, повторить и закрепить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
Фронтальный опрос:
«На прошлом уроке вам было задано повторить этапы формирования тетрадей.
- Что такое тетрадь? (Тетрадь - это сфальцованные после запечатывания бумажные листы, из которых в дальнейшем в определенной последовательности составляется книжный блок).
- Из чего делаются тетради? (Из бумаги)
- Какие виды бумаги вы знаете? (Писчая, печатная, обложечная, фарзацная, глянцевая мелованная),
- Расскажите мне пожалуйста, какова последовательность формирования тетради?
(1. Сталкивание бумаги. 2. Фальцовка листов бумаги),
- Какие 3 вида фальцовки вы знаете? (Параллельная, перпендикулярная, комбинированная).
- Хорошо. Молодцы.
Пропедевтика воспитанников к усвоению нового материала.
Цель - организовать познавательную деятельность воспитанников. Сообщить тему, цели и задачи изучаемого материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
«Возвращаясь к теме нашего с вами урока: «Конструкции книжных соединений», определите главного героя из данного ребуса:

Правильно: Книга. А знаете ли вы, что слово «книга» происходит от церковно-славянского слова «кънигы», означающее «письмо, грамота». К своему современному виду книга пришла не сразу, апройдя большой исторический путь развития (рис. 10стр. 30 - слайд).
- А что такое книга? (Книга - это комплект тетрадей или отдельных листов, подобранных по порядку и скрепленных между собой) - запишите определение».

Физминутка

"Что вы делали ребята?"
Как дела у вас, ребята?
Как вы время провели?
Как читали? Что узнали?
Что за день сделать смогли?
Попрошу я вас, ребята,
Рассказать всем по порядку,
Например, как вы вчера:
Сфальцевали здесь тетрадку,  И.п. -руки на поясе  наклон туловища вперед и в стороны;  4 - 6 раз, темп медленный. 
Обрезали по порядку, И.п. -руки вытянуты вперед , махи вверх и в стороны;  4 - 6 раз, темп медленный. 
Дело делали умело
Ангелина и Милена
Вмиг окончили мы сбор,
И убрали весь свой сор (Показать как подметали).

Сообщение нового материала
Цель - дать воспитанникам конкретное представление об изучаемом вопросе
(В виде рассказа учителя).
«Книгой называют непериодическое издание, состоящее из скрепленного с одной стороны и обрезанного с трех сторон книжного блока, переплетной крышки или обложки, в которую заключен блок, и форзацев, служащих для скрепления блока с переплетной крышкой (рис. 1), 

Рис. 1. Элементы книг.
       Каждая книга “собрана” из трех основных частей, которые, в свою очередь, включают ряд деталей, имеющих определенное назначение.
       Книжный блок (рис. 2) состоит из отпечатанных бумажных листов, сфальцованных (сложенных) в тетради, подобранных в последовательном порядке и скрепленных между собой. Место сгиба и скрепления тетрадей (листов) между собой, а также соответствующие места в отдельной тетради или готовой книге называется корешком; плоскость, противоположная ему, — передним обрезом, верхняя и нижняя плоскости соответственно — верхним и нижним обрезами блока (тетради, книги).

Рис.2. Книжный блок.

 


Рис. 3. Переплетная крышка.

       Переплетная крышка (рис. 3) предохраняет книгу от повреждений и служит элементом художественного оформления. Чаще всего она состоит из картонных сторонок, соединенных между собой в корешке. В промежутке между картонными сторонками наклеивают отстав (полоска тонкого картона или плотной бумаги), который придает корешку большую прочность и твердость. Сторонки могут быть покрыты тканью или бумагой. Переплетные крышки бывают цельнокрытые и составные. Для лучшего раскрывания книги на корешке переплетной крышки вдоль примыкающей к нему картонной сторонки прожимается углубление, которое называется рубчик.
       Брошюра по сравнению с книгой проще по конструкции, она не имеет форзацев и состоит из тетрадей, вложенных одна в другую или подобранных одна к другой и скрепленных проволочными скобами, нитками или бесшвейным клеевым способом. Тетради покрывают обложкой из плотной бумаги, тонкого картона, иногда и суперобложкой.
       
КОМПЛЕКТАЦИЯ  И СКРЕПЛЕНИЕ КНИЖНОГО БЛОКА

Рис. 4 Комплектовка книжного блока:
а — вкладкой; б — подборкой.

       Комплектовка книжного блока — это составление блока из тетрадей или листов в определенном порядке (рис.4)


Рис. 5. Скрепление книжного блока в корешке: шитье проволокой (а — вразъем на марле; б — втачку блока, скомплектованного подборкой; в — внакидку); шитье нитками (г — брошюрное; д — на марле); клеевым способом (е — многосгибных тетрадей; ж — без роспуска и с роспуском отдельных листов; з — односгибных листов).
       Комплектовка выполняется вкладкой, когда тетради вкладываются одна в другую и в обложку (при изготовлении брошюр, журналов), и подборкой — путем прикладывания одной тетради к другой или одного листа к другому (книжные издания при толщине более 4мм). При комплектовке все тетради и листы должны быть с прикрепленными дополнительными элементами.
       После комплектовки тетрадей в блок они скрепляются в корешке путем сшивания проволокой, нитками или способом бесшвейного клеевого скрепления.       Шитье проволокой осуществляется разными способами: вразъем на марле, когда проволочные скобы пропускают через корешковый сгиб тетради и загибают их концы с наружной стороны марли; втачку блока, скомплектованного подборкой, когда скобы проходят через корешковое поле тетрадей с небольшим отступом от края корешка; внакидку блока, скомплектованного вкладкой, через корешковый сгиб с загибкой скоб внутри тетради.
       Однако шитье тетрадей в блок проволокой имеет существенные недостатки. Проволока со временем ржавеет, а прочность скрепления невелика из-за того, что бумага легко прорывается по месту размещения проволочных скоб. Нитки не имеют этих недостатков. Они длительное время сохраняют свои первоначальные свойства, обладают большей гибкостью и эластичностью и обеспечивают прочное скрепление как листов внутри каждой тетради, так и всего блока в целом, высокое качество готовых книг.
       Нитками могут быть сшиты блоки, скомплектованные вкладкой и подборкой. Шитье может быть выполнено по-тетрадно, когда каждая тетрадь прошивается через корешковый сгиб, и втачку поблочно, когда блок прошивается по корешковому полю с некоторым отступом от корешка.
       Есть два вида потетрадного шитья нитками: брошюрное и переплетное. Брошюрное — это шитье нитками без корешкового материала (марли) брошюрным стежком, при котором все стежки расположены внутри тетради, а петли с внешней стороны. Если таким способом сшивается книжный блок, то марлю наклеивают на корешок в процессе обработки блоков. Переплетное шитье применяется при сшивке блоков на марле. В практике ручного переплета шитье нитками производится как на марле, так и на тесьме (широкой и узкой), шнурах, ремешках.
В настоящее время большой процент книжных блоков скрепляется бесшвейным клеевым способом. Распространены три варианта такого скрепления. Первый — внутренние листы многосгибных тетрадей скрепляются между собой в корешковой части клеем, нитками, синтетическими термоплавкими нитями в виде скоб, путем перфорации корешка и проклейки жидким синтетическим клеем, а затем эти тетради соединяются в блок склеиванием. Второй — блок комплектуется из отдельных односгибных листов или многосгибных тетрадей, полученных комбинированной фальцовкой и имеющих раздельные односгибные доли в корешке. Проклейка корешка выполняется в роспуск или без роспуска. К проклеенному корешку приклеивается обложка или корешковый материал. Третий — скрепление отдельных листов. Блок в этом случае состоит из отдельных листов (у многосгибных тетрадей срезается корешковый фальчик). Проклейка производится как с роспуском, так и без роспуска листов в корешке. Роспуск листов перед проклейкой увеличивает площадь склейки листов блока. Последний вариант имеет самое широкое распространение и вполне приемлем в любительской практике.
       И, наконец, существуют способы скрепления блоков металлическими или пластмассовыми спиралями, кольцами, винтами, кнопками. Однако при изготовлении книг они применяются чрезвычайно редко, в основном для скрепления блоков беловых изделий, альбомов, каталогов, справочных изданий и т. д.


Рис. 6. Шитье книжного блока втачку:
а — впрокол; б — с пропилкой корешка; в — впрокол с обметкой наружной части корешка нитью.

       Подобные блоки можно скрепить и иным способом.
       Столкнув блок на корешок и верхний обрез, его зажимают в тисках и делают несколько пропилов шлицовкой (примерно через 15 — 20мм.) глубиной 4 — 5мм. и скошенных к середине корешка. В эти пропилы вводится толстая льняная нитка, которой оплетают, как показано на рис. 6, б, корешковую часть блока. После проклейки корешка и оклейки его тканью (бумагой) получается довольно прочное скрепление, хотя, как и в первом случае, блок раскрывается недостаточно хорошо.
       Прочное скрепление блока получается при шитье его впрокол толстой (суровой) нитью с одновременной обметкой по наружной части корешка.
       Сшитые таким образом блоки книг обладают достаточной прочностью, но плохо раскрываются, поэтому применять эти виды шитья следует только в крайних случаях, когда другим способом крепить их невозможно.
Основные направления совершенствования технология брошюровочно-переплетных процессов - это повышение прочности книжных блоков и долговечности книжных изданий, расширение автоматизации трудоемких операций в крупнотиражном и среднетиражном и их механизации в малотиражном производстве; сокращение времени переналадок высокопроизводительного оборудования; автоматизация контроля важнейших показателей качества полуфабрикатов и книг; снижение затрат электроэнергии в процессах сушки блоков после заклейки корешка, окантовки блоков и крытья блоков обложкой.
Нуждается в совершенствовании технология клеевого бесшвейного скрепления, успехи в которой вполне возможны при строгом подборе клея к бумаге и соблюдении режимов технологического процесса.
За вторую половину 20-го века технология и техника брошюровочно-переплетных процессов далеко шагнула вперед: автоматизирована большая часть технологических операций, автоматические поточные линии по изготовлению книжных изданий в обложке, скрепляемых проволокой внакидку и клеевым бесшвейным способом, и изданий в переплетной крышке, скрепляемых потетрадно нитками и клеевым бесшовным способом с окантовкой корешка стали нормальным явлением на крупных полиграфических предприятиях. Однако ориентация отечественной полиграфии на непрерывное повышение объема выпуска печатной продукции в условиях рыночной экономики привела к тому, что крупные полиграфические предприятия оказались не готовыми к резкому снижению тиражей изданий и годовой загрузки. Уменьшение тиражности книжной продукции сопровождается уменьшением рентабельности производства даже при полной загрузке предприятия заказами, и она может быть повышена лишь за счет сокращения времени на переналадки оборудования при изменении формата и толщины блока.
В последние десятилетия 20 в. были автоматизированы настройки и переналадки одноножевых бумагорезальных и фальцевальных машин, некоторых агрегатов (КМ-490 и Компакт-2000 фирмы «Колбус», ФРГ и др.), и эта тенденция распространится на основное брошюровочно-переплетное оборудование.
За рубежом эксплуатируются три типа печатно-переплетных линий, которым предрекали широкое развитие и применение, однако прогнозы оправдались лишь частично: они эффективны при значительных тиражах и высокой годовой загрузке, поэтому используются преимущественно в производстве многообъемных рекламных журналов крупных торговых фирм, телефонных справочников и другой многообъемной крупнотиражной продукции.
Прямые контакты с представительствами зарубежных фирм позволили передовым отечественным полиграфическим предприятиям заметно пополнить свой машинный парк современным оборудованием и повысить качество готовой продукции и выйти с ней на международный рынок. Вместе с тем на многих малых предприятиях, число которых за последние годы значительно возросло, доля ручного труда еще весьма высока.
В конце 90-x гг. наметилась возможность значительной экономии электроэнергии, затрачиваемой мощными сушильными устройствами заклеечно-сушильных машин и агрегатов бесшвейного и швейно-клеевого скрепления блоков, в связи с предполагаемой заменой способов радиационно-конвективной и высокочастотной сушки сушкой в электромагнитном поле сверхвысокой частоты (СВЧ).
Экология в БПП. С точки зрения возможности причинения вреда человеку и окружающей среде брошюровочно-переплетное производство можно считать относительно безвредным. Загрязнителями воздуха могут быть лаки и клеи, содержащие летучие растворители, применяемые в процессах лакировки оттисков и припрессовки полимерной пленки, а также бумажная пыль, выделяющаяся в процессах фрезерования корешка, обрезки блоков и изданий в обложке и раскроя бумаги, картона и других переплетных материалов. Для очистки воздуха от пыли в типографиях используют вакуумный отсос обрезков и бумажной стружки. Для очистки воздуха от летучих веществ, выделяющихся при разогреве термоклея на агрегатах клеевого бесшвейного скрепления, применяются вытяжные вентиляционные устройства со специальными фильтрами.
Дискомфорт и преждевременную усталость рабочих вызывают мощные источники шума, каковыми являются кассетные фальцевальные машины, поэтому фальцсекции современных фальцмашин закрыты шумопоглощающими кожухами, чтобы уровень шума в рабочей зоне не превышал 90 дБ.

















Комментариев нет:

Отправить комментарий