Конспект
открытого урока
по переплётно-картонажному
делу
в 7
классе.
(1
час) 28.03.2014г.
Тип урока: комбинированный.
Тема урока: Конструкции книжных соединений. (1час)
Цель урока:
1.
Изучить конструкции соединений книжных блоков.
Задачи:
1.
(Образовательная): Сформировать у воспитанников представление о конструкциях
книжных соединений.
2.
(Коррекционно-развивающая): Развивать конструктивное
мышление, словарный запас, речь.
3.
(Воспитывающая): Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование.
Наборное полотно
с табличками, на которых даны названия способов соединения книжных блоков.
Образцы книг с различными видами
соединений. ТСО с презентацией.
ХОД
УРОКА
I.
Организационно-подготовительный
этап.
Цель - подготовка воспитанников к работе
на уроке.
«Здравствуйте ребята! Сегодня у нас
необычный день - к нам пришли гости. Цель посещения нашего с вами урока - это
выяснить, какие знания, умения и навыки вы приобрели за истекший период.
Давайте покажем и расскажем все, что мы свами знаем!
Кто сегодня дежурный? Кто
отсутствует? Какое сегодня число? Запишите 28.03.2014г. Тема нашего урока: «Конструкции
книжных соединений» - запишите с доски.
II.
Основной
этап.
Проверка домашнего задания
Цель - установить правильность понимания
выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень
знаний воспитанников, повторить и закрепить пройденный материал, устранить в
ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
Фронтальный опрос:
«На прошлом уроке вам было задано повторить
этапы формирования тетрадей.
- Что такое тетрадь? (Тетрадь - это
сфальцованные после запечатывания бумажные листы, из которых в дальнейшем в
определенной последовательности составляется книжный блок).
- Из чего делаются тетради? (Из бумаги)
- Какие виды бумаги вы знаете? (Писчая,
печатная, обложечная, фарзацная, глянцевая мелованная),
- Расскажите мне пожалуйста, какова
последовательность формирования тетради?
(1. Сталкивание бумаги. 2. Фальцовка листов
бумаги),
- Какие 3 вида фальцовки вы знаете?
(Параллельная, перпендикулярная, комбинированная).
- Хорошо. Молодцы.
Пропедевтика воспитанников к усвоению
нового материала.
Цель - организовать познавательную
деятельность воспитанников. Сообщить тему, цели и задачи изучаемого материала,
показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и
вызвать интерес к изучению новой темы.
«Возвращаясь к теме нашего с вами урока:
«Конструкции книжных соединений», определите главного героя из данного ребуса:
Правильно: Книга. А знаете ли вы, что слово
«книга» происходит от церковно-славянского слова «кънигы», означающее «письмо,
грамота». К своему современному виду книга пришла не сразу, апройдя большой
исторический путь развития (рис. 10стр. 30 - слайд).
- А что такое книга? (Книга - это комплект
тетрадей или отдельных листов, подобранных по порядку и скрепленных между
собой) - запишите определение».
Физминутка
"Что вы делали ребята?"
Как дела у вас, ребята?
Как вы время провели?
Как читали? Что узнали?
Что за день сделать смогли?
Попрошу я вас, ребята,
Рассказать всем по порядку,
Например, как вы вчера:
Сфальцевали здесь тетрадку, И.п. -руки на поясе наклон туловища вперед и в стороны; 4 - 6 раз, темп медленный.
И.п. -руки вытянуты вперед , махи вверх и в стороны; 4 - 6 раз, темп медленный.
Дело делали умело
Как дела у вас, ребята?
Как вы время провели?
Как читали? Что узнали?
Что за день сделать смогли?
Попрошу я вас, ребята,
Рассказать всем по порядку,
Например, как вы вчера:
Сфальцевали здесь тетрадку, И.п. -руки на поясе наклон туловища вперед и в стороны; 4 - 6 раз, темп медленный.
И.п. -руки вытянуты вперед , махи вверх и в стороны; 4 - 6 раз, темп медленный.
Дело делали умело
Ангелина и Милена
Вмиг окончили мы сбор,
Сообщение нового материала
Цель - дать воспитанникам конкретное представление об изучаемом вопросе
(В виде рассказа учителя).
«Книгой
называют непериодическое издание, состоящее из скрепленного с одной стороны и
обрезанного с трех сторон книжного блока, переплетной крышки или обложки, в
которую заключен блок, и форзацев, служащих для скрепления блока с переплетной
крышкой (рис. 1),
Рис. 1. Элементы книг.
Каждая книга “собрана”
из трех основных частей, которые, в свою очередь, включают ряд деталей, имеющих
определенное назначение.
Книжный блок (рис. 2) состоит из отпечатанных бумажных листов, сфальцованных (сложенных) в тетради, подобранных в последовательном порядке и скрепленных между собой. Место сгиба и скрепления тетрадей (листов) между собой, а также соответствующие места в отдельной тетради или готовой книге называется корешком; плоскость, противоположная ему, — передним обрезом, верхняя и нижняя плоскости соответственно — верхним и нижним обрезами блока (тетради, книги).
Книжный блок (рис. 2) состоит из отпечатанных бумажных листов, сфальцованных (сложенных) в тетради, подобранных в последовательном порядке и скрепленных между собой. Место сгиба и скрепления тетрадей (листов) между собой, а также соответствующие места в отдельной тетради или готовой книге называется корешком; плоскость, противоположная ему, — передним обрезом, верхняя и нижняя плоскости соответственно — верхним и нижним обрезами блока (тетради, книги).
Рис.2. Книжный блок.
Рис. 3. Переплетная крышка.
Переплетная крышка (рис. 3) предохраняет книгу от повреждений и служит элементом художественного оформления. Чаще всего она состоит из картонных сторонок, соединенных между собой в корешке. В промежутке между картонными сторонками наклеивают отстав (полоска тонкого картона или плотной бумаги), который придает корешку большую прочность и твердость. Сторонки могут быть покрыты тканью или бумагой. Переплетные крышки бывают цельнокрытые и составные. Для лучшего раскрывания книги на корешке переплетной крышки вдоль примыкающей к нему картонной сторонки прожимается углубление, которое называется рубчик.
Брошюра по сравнению с книгой проще по конструкции, она не имеет форзацев и состоит из тетрадей, вложенных одна в другую или подобранных одна к другой и скрепленных проволочными скобами, нитками или бесшвейным клеевым способом. Тетради покрывают обложкой из плотной бумаги, тонкого картона, иногда и суперобложкой.
КОМПЛЕКТАЦИЯ И СКРЕПЛЕНИЕ КНИЖНОГО БЛОКА
Рис. 4 Комплектовка книжного блока:
а — вкладкой; б — подборкой.
Комплектовка книжного блока — это составление блока из тетрадей или листов в определенном порядке (рис.4)
Рис. 5. Скрепление книжного блока в корешке: шитье проволокой (а — вразъем на марле; б — втачку блока, скомплектованного подборкой; в — внакидку); шитье нитками (г — брошюрное; д — на марле); клеевым способом (е — многосгибных тетрадей; ж — без роспуска и с роспуском отдельных листов; з — односгибных листов).
Комплектовка выполняется вкладкой, когда тетради вкладываются одна в другую и в
обложку (при изготовлении брошюр, журналов), и подборкой — путем прикладывания
одной тетради к другой или одного листа к другому (книжные издания при толщине
более 4мм). При комплектовке все тетради и листы должны быть с прикрепленными
дополнительными элементами.
После комплектовки тетрадей в блок они скрепляются в корешке путем сшивания проволокой, нитками или способом бесшвейного клеевого скрепления. Шитье проволокой осуществляется разными способами: вразъем на марле, когда проволочные скобы пропускают через корешковый сгиб тетради и загибают их концы с наружной стороны марли; втачку блока, скомплектованного подборкой, когда скобы проходят через корешковое поле тетрадей с небольшим отступом от края корешка; внакидку блока, скомплектованного вкладкой, через корешковый сгиб с загибкой скоб внутри тетради.
Однако шитье тетрадей в блок проволокой имеет существенные недостатки. Проволока со временем ржавеет, а прочность скрепления невелика из-за того, что бумага легко прорывается по месту размещения проволочных скоб. Нитки не имеют этих недостатков. Они длительное время сохраняют свои первоначальные свойства, обладают большей гибкостью и эластичностью и обеспечивают прочное скрепление как листов внутри каждой тетради, так и всего блока в целом, высокое качество готовых книг.
Нитками могут быть сшиты блоки, скомплектованные вкладкой и подборкой. Шитье может быть выполнено по-тетрадно, когда каждая тетрадь прошивается через корешковый сгиб, и втачку поблочно, когда блок прошивается по корешковому полю с некоторым отступом от корешка.
Есть два вида потетрадного шитья нитками: брошюрное и переплетное. Брошюрное — это шитье нитками без корешкового материала (марли) брошюрным стежком, при котором все стежки расположены внутри тетради, а петли с внешней стороны. Если таким способом сшивается книжный блок, то марлю наклеивают на корешок в процессе обработки блоков. Переплетное шитье применяется при сшивке блоков на марле. В практике ручного переплета шитье нитками производится как на марле, так и на тесьме (широкой и узкой), шнурах, ремешках.
После комплектовки тетрадей в блок они скрепляются в корешке путем сшивания проволокой, нитками или способом бесшвейного клеевого скрепления. Шитье проволокой осуществляется разными способами: вразъем на марле, когда проволочные скобы пропускают через корешковый сгиб тетради и загибают их концы с наружной стороны марли; втачку блока, скомплектованного подборкой, когда скобы проходят через корешковое поле тетрадей с небольшим отступом от края корешка; внакидку блока, скомплектованного вкладкой, через корешковый сгиб с загибкой скоб внутри тетради.
Однако шитье тетрадей в блок проволокой имеет существенные недостатки. Проволока со временем ржавеет, а прочность скрепления невелика из-за того, что бумага легко прорывается по месту размещения проволочных скоб. Нитки не имеют этих недостатков. Они длительное время сохраняют свои первоначальные свойства, обладают большей гибкостью и эластичностью и обеспечивают прочное скрепление как листов внутри каждой тетради, так и всего блока в целом, высокое качество готовых книг.
Нитками могут быть сшиты блоки, скомплектованные вкладкой и подборкой. Шитье может быть выполнено по-тетрадно, когда каждая тетрадь прошивается через корешковый сгиб, и втачку поблочно, когда блок прошивается по корешковому полю с некоторым отступом от корешка.
Есть два вида потетрадного шитья нитками: брошюрное и переплетное. Брошюрное — это шитье нитками без корешкового материала (марли) брошюрным стежком, при котором все стежки расположены внутри тетради, а петли с внешней стороны. Если таким способом сшивается книжный блок, то марлю наклеивают на корешок в процессе обработки блоков. Переплетное шитье применяется при сшивке блоков на марле. В практике ручного переплета шитье нитками производится как на марле, так и на тесьме (широкой и узкой), шнурах, ремешках.
В настоящее время большой процент книжных
блоков скрепляется бесшвейным клеевым способом. Распространены три варианта
такого скрепления. Первый — внутренние листы многосгибных тетрадей скрепляются
между собой в корешковой части клеем, нитками, синтетическими термоплавкими
нитями в виде скоб, путем перфорации корешка и проклейки жидким синтетическим
клеем, а затем эти тетради соединяются в блок склеиванием. Второй — блок
комплектуется из отдельных односгибных листов или многосгибных тетрадей,
полученных комбинированной фальцовкой и имеющих раздельные односгибные доли в
корешке. Проклейка корешка выполняется в роспуск или без роспуска. К
проклеенному корешку приклеивается обложка или корешковый материал. Третий —
скрепление отдельных листов. Блок в этом случае состоит из отдельных листов (у
многосгибных тетрадей срезается корешковый фальчик). Проклейка производится как
с роспуском, так и без роспуска листов в корешке. Роспуск листов перед проклейкой
увеличивает площадь склейки листов блока. Последний вариант имеет самое широкое
распространение и вполне приемлем в любительской практике.
И, наконец, существуют способы скрепления блоков металлическими или пластмассовыми спиралями, кольцами, винтами, кнопками. Однако при изготовлении книг они применяются чрезвычайно редко, в основном для скрепления блоков беловых изделий, альбомов, каталогов, справочных изданий и т. д.
И, наконец, существуют способы скрепления блоков металлическими или пластмассовыми спиралями, кольцами, винтами, кнопками. Однако при изготовлении книг они применяются чрезвычайно редко, в основном для скрепления блоков беловых изделий, альбомов, каталогов, справочных изданий и т. д.
Рис. 6. Шитье книжного блока втачку:
а — впрокол; б — с пропилкой корешка; в — впрокол с обметкой наружной части корешка нитью.
Подобные блоки можно скрепить и иным способом.
Столкнув блок на корешок и верхний обрез, его зажимают в тисках и делают несколько пропилов шлицовкой (примерно через 15 — 20мм.) глубиной 4 — 5мм. и скошенных к середине корешка. В эти пропилы вводится толстая льняная нитка, которой оплетают, как показано на рис. 6, б, корешковую часть блока. После проклейки корешка и оклейки его тканью (бумагой) получается довольно прочное скрепление, хотя, как и в первом случае, блок раскрывается недостаточно хорошо.
Прочное скрепление блока получается при шитье его впрокол толстой (суровой) нитью с одновременной обметкой по наружной части корешка.
Сшитые таким образом блоки книг обладают достаточной прочностью, но плохо раскрываются, поэтому применять эти виды шитья следует только в крайних случаях, когда другим способом крепить их невозможно.
Нуждается в совершенствовании
технология клеевого бесшвейного скрепления, успехи в которой вполне возможны
при строгом подборе клея к бумаге и соблюдении режимов технологического
процесса.
За вторую половину 20-го века
технология и техника брошюровочно-переплетных процессов далеко шагнула вперед:
автоматизирована большая часть технологических операций, автоматические
поточные линии по изготовлению книжных изданий в обложке, скрепляемых
проволокой внакидку и клеевым бесшвейным способом, и изданий в переплетной
крышке, скрепляемых потетрадно нитками и клеевым бесшовным способом с
окантовкой корешка стали нормальным явлением на крупных полиграфических
предприятиях. Однако ориентация отечественной полиграфии на непрерывное
повышение объема выпуска печатной продукции в условиях рыночной экономики
привела к тому, что крупные полиграфические предприятия оказались не готовыми к
резкому снижению тиражей изданий и годовой загрузки. Уменьшение тиражности
книжной продукции сопровождается уменьшением рентабельности производства даже
при полной загрузке предприятия заказами, и она может быть повышена лишь за
счет сокращения времени на переналадки оборудования при изменении формата и
толщины блока.
В последние десятилетия 20 в. были
автоматизированы настройки и переналадки одноножевых бумагорезальных и
фальцевальных машин, некоторых агрегатов (КМ-490 и Компакт-2000 фирмы «Колбус»,
ФРГ и др.), и эта тенденция распространится на основное
брошюровочно-переплетное оборудование.
За рубежом эксплуатируются три типа
печатно-переплетных линий, которым предрекали широкое развитие и применение,
однако прогнозы оправдались лишь частично: они эффективны при значительных
тиражах и высокой годовой загрузке, поэтому используются преимущественно в
производстве многообъемных рекламных журналов крупных торговых фирм, телефонных
справочников и другой многообъемной крупнотиражной продукции.
Прямые контакты с
представительствами зарубежных фирм позволили передовым отечественным
полиграфическим предприятиям заметно пополнить свой машинный парк современным
оборудованием и повысить качество готовой продукции и выйти с ней на
международный рынок. Вместе с тем на многих малых предприятиях, число которых
за последние годы значительно возросло, доля ручного труда еще весьма высока.
В конце 90-x гг. наметилась
возможность значительной экономии электроэнергии, затрачиваемой мощными
сушильными устройствами заклеечно-сушильных машин и агрегатов бесшвейного и
швейно-клеевого скрепления блоков, в связи с предполагаемой заменой способов
радиационно-конвективной и высокочастотной сушки сушкой в электромагнитном поле
сверхвысокой частоты (СВЧ).
Экология в БПП. С точки зрения
возможности причинения вреда человеку и окружающей среде
брошюровочно-переплетное производство можно считать относительно безвредным.
Загрязнителями воздуха могут быть лаки и клеи, содержащие летучие растворители,
применяемые в процессах лакировки оттисков и припрессовки полимерной пленки, а
также бумажная пыль, выделяющаяся в процессах фрезерования корешка, обрезки
блоков и изданий в обложке и раскроя бумаги, картона и других переплетных
материалов. Для очистки воздуха от пыли в типографиях используют вакуумный
отсос обрезков и бумажной стружки. Для очистки воздуха от летучих веществ,
выделяющихся при разогреве термоклея на агрегатах клеевого бесшвейного
скрепления, применяются вытяжные вентиляционные устройства со специальными
фильтрами.
Дискомфорт и преждевременную
усталость рабочих вызывают мощные источники шума, каковыми являются кассетные
фальцевальные машины, поэтому фальцсекции современных фальцмашин закрыты
шумопоглощающими кожухами, чтобы уровень шума в рабочей зоне не превышал 90 дБ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий