Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности по теме: «Подарок весне»
.
Тема:
Изготовление подарка-сувенира для Весны в технике «бумажная пластика».
Цель: Создание
сувенира, обобщение представлений о весне.
Задачи:
- развивать внимание, мышление, память, воображение;
- закреплять представления о временах года;
- закреплять приемы работы с клеем и бумагой;
- развивать самостоятельность, аккуратность;
- развивать литературную и поэтическую речь, умение выразительно, с чувством читать стихотворения;
Раздаточные
материалы: полоски тонкой белой бумаги, полоски цветного картона,
кисть клеевая, клей ПВА в формочках, тряпочки, клеенки, гостинцы (выпечные
птички).
Наглядные
пособия:
1.
Иллюстрации к загадке Весны о любимом цветке (4 шт.).
2.
. Технологическая карта «Подснежник».
3.
Подснежник, выполненный в технике «бумажная пластика» (конечный результат).
Оформление помещения: стульчики
для детей стоят полукругом, стол для показа сбоку, на рабочих столах клеенки,
кисти с подставками, клей, полоски бумаги, тряпочки, на доске – рисунок
подснежника, весеннего леса.
Литературный материал: стихотворения о
весне А. Плещеева «Уж тает снег, бегут ручьи…», Ф. Тютчева «Зима недаром
злится…», «Гонимы вешними лучами…» и др.
Музыкальное сопровождение: П.И.
Чайковский «Апрель».
Ход и содержание занятия.
I. Введение в тему занятия (10
мин.)
Здравствуйте. Сегодня я хочу
поговорить с вами о… Стоп. Давайте Вы сами угадаете, чему будет посвящено наше
занятие. А для этого послушайте загадку:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет, –
В лесу подснежник расцветет!
Угадали?..
Конечно, это ласковая волшебница –
Весна. Про нее еще говорят:
Шагает красавица
Легко земли касается,
Идет на поле, на реку
И по снежку, и по цветку.
Любят, ждут весну и люди, и звери,
и птицы. Каждая веточка в лесу, каждая травинка ее ласки просит. Ведь у нас в
России зима суровая, морозная и долгая.
А вы знаете, ребята, что
наступление весны начинается с 21 марта?
Кто-нибудь из вас слышал о дне
весеннего равноденствия?
До этого дня зима с весной борются,
а после 21 марта солнышко переходит в весеннее наступление – все дольше
задерживается на небе, день растет, а ночь убывает. Все выше солнышко
поднимается в небо и все жарче становятся его лучи, и вот уже появились первые
проталины.
А кто знает, что такое «проталины»?
(Это первые освободившиеся от
снега кусочки земли.)
Когда появляются проталинки,
прилетают первые весенние птицы.
Черный, проворный,
кричит «крак» –
червякам враг. (Грач)
Ребята, а вы знаете весенние
приметы?
Расскажите мне, как люди узнают без
календаря, что весна пришла?
(Капель; небо высокое, голубое,
прозрачное; день длиннее; солнце ярче, жарче; тает снег, речка освобождается
ото льда, ледоход; появляется первая весенняя травка; набухают, лопаются почки;
появляются первые цветы и др.)
Молодцы, ничего не забыли. А может
быть, кто-нибудь из вас знает пословицы или поговорки о весне?
(Дети рассказывают.)
Ребята, весна за окошком послушает,
как вы о ней рассказываете, и сама захочет придти к вам в гости.
(Стук в дверь. Входит сказочный
персонаж Весна.)
Смотрите, ребята, действительно,
сама Весна к нам в гости пожаловала. Здравствуй, Весна! Проходи, гостья
дорогая, присаживайся. Наверно устала ты, труженица? Много у тебя сейчас
работы.
Весна: Да, работы много.
Везде успеть надо! И в поле, и в лесу, и на речке. Да вы, ребята, и сами видели
мою работу.
Надо снег растопить,
Надо речку разбудить,
Надо лед согнать,
Птиц-друзей встречать.
Педагог: Да, дорогая
Весна-труженица, не зря тебя все любят. Художники рисуют твой портрет, поэты
про тебя стихи сочиняют. Мы с ребятами тебя тоже ждали: и пейзажи весенние
нарисовали, и стихи о весне выучили.
(Дети читают фрагменты
стихотворений А. Плещеева, Ф. Тютчева.)
Ребята, Весна столько хорошего
людям дарит, давайте и мы ей что-нибудь подарим.
Как вы думаете, что больше всего
любят получать в подарок женщины или девушки? – Цветы. Только надо узнать,
какой цветок у Весны любимый.
Весна: Я вам про свой
любимый цветок загадаю загадку:
В землю зернышко упало,
Тучка землю поливала,
Солнце землю согревало.
Посмотрите-ка, не сон,
Распустился здесь бутон:
Три белоснежный лепестка
И зеленых два листка,
Тонкий-тонкий стебелек,
Что же это за цветок?
Он так хрупок,
Он так нежен…
Как зовут его? (Подснежник)
Найдите мой любимый цветок на
картинке.
Ребята, с вами так хорошо, но я
совсем забыла, мне же еще нужно сегодня знакомую стаю птиц встречать, я
ненадолго вас покину. Не грустите, я еще забегу к вам сегодня.
(Весна уходит.)
Педагог: Не расстраивайтесь, ребята, весне
действительно некогда, сами понимаете, у нее очень много дел. Давайте, пока ее
нет, приготовим ей в подарок букетик подснежников. Да вот и корзиночка
подходящая нашлась.
Но прежде чем я расскажу вам, как
мы будем делать подснежник – давайте разомнемся.
II. Проведение
физкультминутки (2 мин.)
Вытянулись веточки,
|
(руки в стороны)
|
А на ветках почки.
|
(сжали ладони в кулачки)
|
Распустились
листики,Листики-листочки.
|
(сжимаем и разжимаем ладони)
|
Закачались веточки,
|
(плавно машем руками из стороны
в сторону)
|
Дунул ветерок.
|
(наклон с выдохом)
|
Спрятались листочки
|
(опускаем руки вниз, сжимая
кулачки)
|
И исчез росток.
|
(исчезаем – садимся на
корточки)
|
III. Объяснение нового
материала (показ последовательности выполнения работы и конечного результата)
(3 мин.)
Ребята, подойдите ближе к столу. Вы
видите перед собой таблицу, по которой мы будем изготавливать для Весны ее
любимый цветок – подснежник.
Посмотрите на схему. Как вы видите,
здесь изображено шесть этапов.
(Педагог проговаривает
последовательность выполнения задания с показом.)
1. Склеиваем поочередно каждый
лепесток, соединяя края полоски.
2. Складываем три лепестка вместе.
3. Складываем пополам и склеиваем
стебель, оставляя верхний край сухим.
4. Между верхними краями стебля
вставляем цветок, промазываем клеем и крепки прижимаем через тряпочку.
5. Поочередно склеиваем листья.
6. Приклеиваем листья к стеблю.
IV. Выполнение
самостоятельной работы (10 мин.)
Прежде чем приступить к
самостоятельной работе, проверьте, достаточно ли деталей (полосок) у каждого из
вас. Должно быть:
– три маленьких (коротких) полоски
белого цвета,
– одна длинная полоска из зеленого
картона,
– две полоски из зеленого картона
покороче.
Сколько всего полосок? Посчитали?
Проверили? Тогда можете приступать к работе.
(Звучит музыка П.И. Чайковского
«Апрель».
Дети выполняют работу. После ее
окончания каждый подходит к столу, вставляет свой цветок в общий букет,
возвращается на свое рабочее место и убирает его.
Появляется Весна с корзинкой,
закрытой салфеткой.)
V. Завершающая часть (5
мин.)
А вот и Весна вернулась. Дорогая
Весна, мы приготовили тебе подарок и хотим его подарить. А … подготовил(а) тебе
в подарок еще стихотворение про подснежник.
Ребенок:
Выглянул подснежник
В полутьме лесной –
Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, –
Раз пришел разведчик,
И весна придет!
(Елена Серова)
Весна: Спасибо, мои хорошие.
А у меня для вас тоже есть гостинцы.
Вы слышали такую поговорку: «Птицы
на крыльях весну принесли». Птицы – мои самые большие друзья, и я хочу, чтобы
эти птички принесли в ваш дом не только весну, но и радость, здоровье, удачу.
Давайте встанем в круг, пусть каждый из вас пожелает что-нибудь хорошее.
(Дети говорят друг другу пожелания. Весна раздает
выпечных птичек.)
Педагог: Ребята, давайте все дружно скажем
Весне – спа-си-бо! А вам я желаю, чтобы все ваши мечты и пожелания сбылись.
Занятие закончено.
Принесите домой ваше хорошее настроение и добрые
пожелания. Всем спасибо!
Конспект урока
по картонажно-переплетному делу на тему:«ИЗГОТОВЛЕНИЕ КЛЕЕВОЙ КОРОБКИ ИЗ КАРТОНА»
Цель урока. Развивать умения ориентироваться в задании, представлять последовательность
изготовления изделия, отчитываться о ходе работы, адекватно оценивать результаты
труда. Закрепить умения наносить рицовку, выполнять раз- метку развертки
коробки и склеивать ее с помощью клапанов.
Оборудование. Образец изделия; предметная карта; куски картона, по размерам
равные развертке коробки; ножи; линейки с фальцем; кисти; клей; шаблон;
карандаши; ножницы; наборное полотно с табличками, на которых даны названия
операций.
1.
Организационный
момент. Дежурный сообщает,
какой сейчас урок, кто и как к нему подготовился. Здесь же выясняются дата,
день недели, сколько дней дети учатся в школе и сколько работают на
производстве родители. Учащиеся рассказывают, зачем нужны уроки труда, на
которых они будут в дальнейшем овладевать различными навыками.
2.
Организация
рабочего места. Для
каждого заранее приготовлен натуральный образец изделия, необходимые для работы
предметы, а также фартуки и нарукавники.
3.
Повторение. По вопросам учителя воспитанники повторяют свойства картона, как
правильно брать инструменты и приемы нанесения рицовки, правила безопасной
работы с режущими инструментами.
4.
Сообщение темы урока.
5.
Ориентировка
в задании. Учащиеся
рассматривают образец коробки. Учитель должен привлечь внимание воспитанников к
особенностям соединения стенок коробки с помощью клапанов. Затем обсуждается
ход предстоящей работы с использованием предметной карты. Карта должна
отражать основные операции: разметку по шаблону, нанесение рицовки, надрез
квадратов (клапанов) по долевой стороне развертки, складывание коробки,
приклеивание клапанов. Названия и последовательность операций учащиеся читают
по табличкам-аншлагам на наборном полотне. Этот этап урока активно используется
для коррекции речи.
6.
Изготовление
коробки. Вначале по шаблону
размечают линии сгибов и надрезов (ширина шаблона должна соответствовать
высоте стенки коробки). Размеченный картон слегка надрезается по линии сгибов
и разрезов; разрез квадратов производится по долевым сторонам развертки, тогда
при склеивании клапаны соединяются с длинными сторонами коробки: так изделие
будет прочнее. Коробка складывается в противоположные надрезам стороны;
надрезанные клапаны намазываются клеем и приклеиваются с внутренней стороны
стенок; склеенные части прижимаются грузом. При изготовлении коробки внимание
учащихся постоянно привлекается к предметной карте, воспитанники учатся
находить в ней помощь при затруднениях. Прием скрепления стенок коробки с
помощью клапанов учитель показывает учащимся и помогает правильно его
выполнить тем, кому трудно справиться с работой самостоятельно. Складывают
коробку по готовым рицовкам.
7.
Отчет о
проделанной работе. Учащиеся
по вопросам учителя отчитываются о проделанной работе. Педагог следит за
полнотой ответа, за соблюдением последовательности изложения, правильным
называнием операций и инструментов.
8.
Оценка
качества готового изделия
учителем и ученическим «ОТК». Учащиеся отмечают, насколько ровно нанесена
рицовка и сделаны надрезы, правильность приклеивания клапанов, соблюдение
одинаковой высоты всех стенок, чистоту и аккуратность работы. Подводятся итоги
урока, хорошо работающих воспитанников учитель обязательно хвалит в присутствии
группы. Положительное подкрепление — основное оружие учителя в воспитании у
детей привычки хорошо трудиться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий