Работа
с детьми этой категории в условиях их обучения в специальных классах
образовательных (коррекционных) учреждений VIII вида решает специфические задачи,
обусловленные особенностями их психофизического развития.
Необходимо, используя все
возможности учащихся, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став
взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в
специальных производственных условиях несложные трудовые операции, по
возможности ориентироваться в окружающем.
Прежде чем перейти к
освещению вопросов, связанных с задачами трудовой и бытовой адаптации детей,
необходимо охарактеризовать уровень развития их познавательных возможностей и
личностных качеств, которого они достигают к старшему школьному возрасту.
В своем большинстве к
данному периоду времени учащиеся овладевают элементарными навыками
ориентировки в окружающем: они знают назначение различных помещений школы,
могут правильно их назвать, воспитанники в состоянии справиться с поручениями
учителя по классу, столовой и т.д. Возрастает общий уровень их познавательной
деятельности. Так, дети могут правильно сообщить свой адрес, рассказать, с кем
живут, некоторым известно, где работают их родители. Ученики знают дни недели,
месяцы, могут соотнести их с праздничными датами.
Значительно улучшается речь
детей. Многие довольно хорошо понимают обращенные к ним слова, могут повторить
относительно трудную фразу, их словарь пополняется названиями бытовых действий,
предметов обихода, животных, овощей и т.д. (вместе с тем обобщающими словами
часть детей все же не овладевает). Ученики с помощью педагога составляют
простые предложения по демонстрируемым действиям, картинкам, вопросам.
Определенные
положительные сдвиги происходят у детей в овладении грамотой и счетом. Они
могут прочитать простой по своей структуре текст, ответить на заданные вопросы,
но самостоятельно рассказать прочитанное большинство из них не в состоянии. Им
становится доступно списывание несложных рукописных и печатных текстов,
написание на слух простых слов и предложений.
В процессе обучения
воспитанники овладевают навыками счета. Знают прямой и обратный счет до 20,
многие могут считать по два, круглыми десятками и сотнями. С помощью наглядных
средств воспитанники производят арифметические действия, но отвлеченный счет
даже в пределах первого десятка им, как правило, не доступен, понятие о
составе числа у них не формируется. Особенно большие трудности испытывают они
при решении арифметических задач: не удерживают в памяти условия задачи,
неправильно их повторяют, поэтому не могут установить нужные смысловые связи и
«соскальзывают» на выполнение отдельных арифметических действий, не связанных
между собой.
В
ходе обучения происходит определенное развитие личностных качеств этих
учащихся. Они становятся более инициативны и самостоятельны, адекватно ведут
себя в различных учебных и бытовых ситуациях, многие из них чувствительны к
оценке своей личности другими людьми. В результате проведения коррекционной
работы у воспитанников появляется некоторая способность критически оценивать
выполненную работу, они могут под руководством педагога оказать помощь
товарищам.
Переходя
к вопросам коррекционно-воспитательной работы с учащимися старшего школьного
возраста, необходимо подчеркнуть, что ее содержание, так же как и в младшем
возрасте, определяется программой. Продолжается обучение воспитанников
элементарной грамоте, счету, им даются также некоторые сведения о живой и
неживой природе.
Дети
тренируются в умении списывать небольшие письменные и печатные тексты, им
объясняют отдельные правила правописания (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу), написание имен собственных, их учат писать зрительные и слуховые
диктанты. Учащиеся читают небольшие тексты и пересказывают их по вопросам
учителя, большая работа при этом проводится по осмыслению прочитанного.
Закрепление основ грамоты организуется на таких заданиях, как написание своего
имени и своей фамилии, школьного и домашнего адреса и т.п.
В программу по счету входит
выработка у воспитанников навыков в счете в пределах 100 без перехода через
разряд. Они продолжают учиться работать с денежными купюрами различного
достоинства, их знакомят с мерами емкости, стоимостью с помощью практических
действий с предметами. Детей обучают решению простейших задач в 1-2 действия
на нахождение суммы и остатка. Их знакомят с понятиями дороже —дешевле, старше — моложе и
т.п. Особое внимание обращается на обучение воспитанников определению времени
по часам и соотнесению его с режимными моментами.
В
ходе предметных уроков и экскурсий расширяются знания о сезонных изменениях в
природе, учащимся даются более подробные сведения о растениях и животных.
Организуется проведение большого количества экскурсий, во время которых дети
учатся называть окружающие их предметы и явления природы.
Таким
образом, обучение детей общеобразовательным предметам занимает определенное
место в общей системе учебно-воспитательной работы с ними. Основной же целью
коррекционной работы с учащимися старшего школьного возраста является обучение
их элементарным навыкам производительного и хозяйственно-бытового труда, а
также формирование у них бытовой ориентировки, общепринятых правил и норм
поведения.
Трудовое
обучение занимает ведущее место в общей системе коррекционно-воспитательной
работы со страдающими тяжёлой умственной отсталостью детьми. Для них труд
является основным способом адаптации к жизни. В ходе обучения воспитанники
овладевают элементарными умениями и навыками, необходимыми для выполнения
несложных работ в особо созданных условиях.
Трудовая деятельность имеет большое значение для правильного
воспитания этих детей. В ходе трудовой подготовки у них формируются такие
личностные качества, как трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма,
взаимопомощи
и
т.д. Эти качества порой имеют решающее значение, так как легче научить подростка
выполнять определенную работу, чем воспитать у него столь необходимые для
систематического труда организационные навыки, которые должны стать чертами его
характера, определять взаимоотношения с товарищами по работе.
В этот период обучения
большое значение приобретает формирование у воспитанников социально-бытовых
знаний и умений, необходимых им для приспособления к окружающей жизни.
Известно,
что такие дети с большим трудом обучаются умению ориентироваться в окружающем:
пользоваться транспортом, вести себя в общественных местах, понимать
необходимую информацию объявлений и указателей и т.д. Работа в этом направлении
тесно связана с теми знаниями, которые дети могут получить в ходе усвоения
общеобразовательных предметов. Безусловно, обученный элементарной грамоте и
счету учащийся более успешно освоится в окружающей среде; бесспорно и другое —
одной подготовки по общеобразовательным предметам для этого недостаточно.
Необходимо специальное обучение определенной сумме знаний и навыков, связанных
с жизнью человека в обществе. Этому непосредственно содействует такой предмет,
как «Социально-бытовая ориентировка», который вводится в учебный план обучения
детей старшего возраста.
В ходе специальных занятий
дети знакомятся с работой транспорта, почты, предприятий торговли и т.д.
Приобретенные знания способствуют расширению социального опыта воспитанников и
облегчению процесса интеграции их в общество. .
Трудовая и бытовая адаптация
учеников старшего школьного возраста невозможна без достаточно развитой
коммуникативной функции речи. Трудно ожидать успешной бытовой ориентировки
детей, если в процессе коррекционно-воспита- тельной работы они не получили
навыков диалогической речи. Потребность в ней для их дальнейшей жизни служит
важным основанием ее развития.
Известно,
что уроки труда и социально-бытовой ориентировки являются ведущими в этот
период обучения. Поэтому важной задачей является развитие коммуникативной
функции речи именно на основе этих дисциплин.
Необходимо,
чтобы воспитанники овладели умением высказывать просьбы и желания, научились
обращаться к товарищу по заданию взрослого и по собственному побуждению, могли
задавать вопросы и отвечать на них. Задача педагога заключается в такой
организации учебного процесса, при котором он не только содействует привитию
необходимых умений и навыков, но и способствует формированию диалогической
речи воспитанников.
Исходя из целей
коррекционно-воспитательной работы с подростками, главное внимание должно быть
уделено решению следующих взаимосвязанных задач:
1)
трудовое обучение и
подготовка к посильным видам производительного труда;
2) обучение обслуживающему труду;
3)
социально-бытовая
ориентировка с последующим включением в окружающую жизнь;
4)
развитие коммуникативной
функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с тяжёлой
умственной отсталостью.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД
Трудовое
обучение учащихся строится на базе их подготовки, полученной в начальный
период обучения, главным образом на уроках предметно-практической деятельности,
конструирования и ручного труда, и продолжается затем в старшем возрасте. Его
конечная цель — подготовить воспитанников к выполнению несложных работ в особо
созданных условиях (лечебно-трудовые мастерские, предприятия, использующие труд
инвалидов и т.п.).
В
настоящее время в специальных учреждениях создана система трудовой подготовки,
позволяющая воспитанникам овладеть несложными видами работ. Наибольшее
распространение в учреждениях для этих детей нашло картонажно-переплетное
дело. Воспитанники изготовляют клеевые и сборные коробки, пакеты, конверты,
папки из готовых деталей и т.п., используя при этом клей, ножницы, кисточки
гладилки, шаблоны.
Подростков обучают также
работе с тканью и древесиной. Практика показывает, что воспитанники могут
научиться работе на швейных машинах (пошив по готовому крою фартуков, косынок,
простыней, наволочек и т.п.). При работе с древесиной учащиеся изготовляют
полки, подставки для цветов, ящики и т.п. Эти виды работ доступны только для
воспитанников, имеющих нерезко выраженную умственную отсталость.
Помимо вышеперечисленных
видов труда подростки с тяжёлой умственной отсталостью обучаются вязанию,
бисероплетению, макраме, металлоштамповке, изготовлению искусственных цветов, а
также овладевают другими видами работ в зависимости от местных производственных
условий.
Таким
образом, в ходе обучения воспитанники получают определенную трудовую подготовку.
Это дает возможность более точно определить вид труда, которым они будут в
дальнейшем заниматься на различных производствах.
Программа
по обслуживающему труду строится по следующим основным разделам: «Жилище»;
«Одежда»; «Обувь»; «Питание».
На
занятиях ученикам показывают, какими приемами следует пользоваться при уборке
помещения, их учат работать с пылесосом и полотером. Особое внимание
обращается на обучение мытью полов. На уроках хозяйственно-бытового Фуда
воспитанников обучают чистке мягкой и полированной мебели, рассказы- иают о
различных средствах, помогающих в уборке, объясняют порядок их хранения.
Подростки учатся ухаживать
за своей одеждой: пришивать пуговицы, стирать и I ладить мелкие вещи. Им даются
навыки по уходу за обувью и ее хранением.
Одной из форм работы,
направленной на выработку у подростков бытовых умений и навыков, является
обучение их приготовлению пищи. Воспитанники учатся ютовить бутерброды,
винегрет, заваривать чай, им показывают приемы обработ- ► и продуктов и правила
их хранения. Параллельно продолжается закрепление
и
т.д. Эти качества порой имеют решающее значение, так как легче научить подростка
выполнять определенную работу, чем воспитать у него столь необходимые для
систематического труда организационные навыки, которые должны стать чертами его
характера, определять взаимоотношения с товарищами по работе.
В этот период обучения
большое значение приобретает формирование у воспитанников социально-бытовых
знаний и умений, необходимых им для приспособления к окружающей жизни.
Известно,
что такие дети с большим трудом обучаются умению ориентироваться в окружающем:
пользоваться транспортом, вести себя в общественных местах, понимать
необходимую информацию объявлений и указателей и т.д. Работа в этом направлении
тесно связана с теми знаниями, которые дети могут получить в ходе усвоения
общеобразовательных предметов. Безусловно, обученный элементарной грамоте и
счету учащийся более успешно освоится в окружающей среде; бесспорно и другое —
одной подготовки по общеобразовательным предметам для этого недостаточно.
Необходимо специальное обучение определенной сумме знаний и навыков, связанных
с жизнью человека в обществе. Этому непосредственно содействует такой предмет,
как «Социально-бытовая ориентировка», который вводится в учебный план обучения
детей старшего возраста.
В
ходе специальных занятий дети знакомятся с работой транспорта, почты, предприятий
торговли и т.д. Приобретенные знания способствуют расширению социального опыта
воспитанников и облегчению процесса интеграции их в общество. .
Трудовая и бытовая адаптация
учеников старшего школьного возраста невозможна без достаточно развитой
коммуникативной функции речи. Трудно ожидать успешной бытовой ориентировки
детей, если в процессе коррекционно-воспита- тельной работы они не получили
навыков диалогической речи. Потребность в ней для их дальнейшей жизни служит
важным основанием ее развития.
Известно,
что уроки труда и социально-бытовой ориентировки являются ведущими в этот
период обучения. Поэтому важной задачей является развитие коммуникативной
функции речи именно на основе этих дисциплин.
Необходимо,
чтобы воспитанники овладели умением высказывать просьбы и желания, научились
обращаться к товарищу по заданию взрослого и по собственному побуждению, могли
задавать вопросы и отвечать на них. Задача педагога заключается в такой
организации учебного процесса, при котором он не только содействует привитию
необходимых умений и навыков, но и способствует формированию диалогической
речи воспитанников.
Исходя из целей
коррекционно-воспитательной работы с подростками, главное внимание должно быть
уделено решению следующих взаимосвязанных задач:
1)
трудовое обучение и
подготовка к посильным видам производительного труда;
2) обучение обслуживающему труду;
3)
социально-бытовая
ориентировка с последующим включением в окружающую жизнь;
4)
развитие коммуникативной
функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с тяжёлой
умственной отсталостью.
5)
навыков мытья посуды,
повторяются правила пользования нагревательными приборами, холодильником.
6)
В итоге обучения
обслуживающему труду воспитанники должны уметь содержать в чистоте жилище, свои
личные вещи, производить их ремонт; сервировать стол, помогать взрослым в
приготовлении несложных блюд. У них должны быть выработаны практические умения
и навыки, необходимые для повседневной жизни.
7)
Программа по
социально-бытовой ориентировке включает в себя следующие разделы: «Транспорт и
правила уличного движения»; «Магазины и предприятия службы быта»; «Учреждения
культуры и здравоохранения»; «Городские и сельские профессии».
8)
Согласно этой программе
воспитанники изучают наземный, водный и воздушный транспорт. Их знакомят с
правилами дорожного движения и поведения пешеходов. Воспитанники должны
различать сигналы светофора, действовать согласно указаниям: «Берегись
автомобиля!», «Идите!», «Стойте!», уметь пользоваться подземными переходами,
различать указатели остановок транспорта.
9)
Программа предусматривает
обучение детей умению ориентироваться в магазинах различного назначения
(«Булочная», «Продукты», «Универмаг» и т.п.), знать функции работников магазина
(кассир, продавец, контролер), делать в магазинах мелкие покупки. Воспитанники
должны знать расположение близлежащих магазинов и выполнять несложные задания
взрослых.
10)
В содержание программы
входит обучение умственно отсталых подрост-ков знаниям и умениям, связанным с
почтовыми отправлениями. Они знакомятся с работой почты, учатся различать
конверты, почтовые карточки, открытки. На уроках социально-бытовой
ориентировки воспитанники тренируются в умении наклеивать марки на конверты,
писать домашний и школьный адреса, опускать корреспонденцию в почтовый ящик.
Их учат заполнять бланки поздравительных телеграмм.
11)
Большое внимание уделяется
обучению воспитанников умению пользоваться телефоном. Во время экскурсий и на
практических занятиях они учатся набирать номер телефона, вести соответствующий
диалог, их знакомят с номерами экстренного вызова (01; 02; 03; 04).
12)
Подростки изучают профессии
людей: они должны знать, чем заняты люди той или иной профессии, какие орудия
труда им требуются для работы, какую пользу приносит их труд обществу.
13)
К концу обучения
воспитанники должны научиться ориентироваться в ближайшем окружении, т.е, знать
дорогу от школы до дома, уметь опустить письмо в почтовый ящик, знать
назначение различных магазинов, уметь оплатить мелкую покупку, читать
различные вывески, афиши и т.д. Следует отметить, что распознавание вербальных
сигналов (афиш, вывесок и других знаков информации) не обязательно
предполагает умение прочесть их, так как они узнаются детьми как единый,
целостный сигнал.
Одной из основных задач коррекционно-воспитательной работы с
учащимися в этот период обучения является развитие коммуникативной функции
речи. Нельзя говорить об определенном уровне социально-трудовой адаптации
воспитанников без достаточно сформированной у них диалогической речи.
Нами разработаны специальные уроки труда и социально-бытовой
ориентировки, в ходе которых помимо выработки практических умений и навыков
решаются также вопросы речевого развития учащихся.
На уроках труда педагог, наряду с показом определенных приемов
работы, использует также словесные разъяснения, указания и т.д. Во время урока
у воспитанников возникает потребность задать вопрос учителю, обратиться с
просьбой к товарищу и т.п. Применение на уроках трудового обучения
разнообразных организационных форм (работа учителя с классом, работа звеньями,
работа с помощником учителя, работа парами) имеет большое значение для
формирования у детей активности, потребности речевого общения как с педагогом,
так и друг с другом.
На занятиях по
социально-бытовой ориентировке с помощью разыгрывания специальных ситуаций
(«Посещение кинотеатра», «Разговор по телефону» и т.д.) воспитанники учатся
диалогической речи, тренируются в умении спрашивать и отвечать на вопросы в
зависимости от игрового сюжета. Близость темы, занимательный характер занятий,
эмоциональное преподнесение материала — все это является эффективным стимулом
формирования коммуникативной функции речи.
1аковы основные направления
коррекционно-воспитательной работы с учащимися старшего возраста.
Главное
место в коррекционно-воспитательной работе с учениками отводится их трудовой
подготовке. В ходе обучения они овладевают элементарными трудовыми навыками,
необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях.
В
процессе специально организованного трудового обучения развивается познавательная
деятельность учащихся. Выполнение различных операций ставит воспитанников
перед необходимостью познания материалов, их свойств и качеств, требует
различения предметов, включенных в трудовую деятельность. Это приводит к
развитию восприятий, представлений, мыслительных операций и речи.
Трудовая деятельность имеет
большое значение для правильного воспитания детей. В процессе труда у них могут
быть сформированы такие личностные качества, как привычка к трудовому усилию,
способность работать в коллективе, что является очень важным условием для
дальнейшей социально-трудовой адаптации воспитанников.
Труд
оказывает большое влияние на физическое развитие детей. В процессе трудового
обучения у воспитанников улучшается общее физическое состояние, развиваются
работоспособность, координированность движений.
В
настоящее время во всех коррекционных учреждениях для детей с ограниченными
возможностями имеются учебные мастерские. При их организации устанавливается
тесная связь с предприятиями местной промышленности, обеспечивающими
мастерские сырьем, орудиями труда, упаковочными материалами и т.п.
Занятия в учебных мастерских строятся по специальной программе, в
ходе усвоения которой воспитанники овладевают необходимыми трудовыми умениями,
знакомятся с орудиями труда и свойствами материалов. Программа содержит
перечень изделий, изготовлением которых должны овладеть воспитанники. Необходимо
отметить, что во всем производственном процессе полностью исключены
измерительные операции.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Успешное формирование
трудовых навыков у воспитанников возможно лишь при правильной организации их
учебного процесса. В условиях обучения детей в специальном (коррекционном)
учреждении VIII вида класс на уроках труда делится на две группы. Работа с
учениками начинается с момента прихода их в мастерскую. Учитель труда должен
проследить, чтобы дети приходили в мастерскую организованно и имели
спецодежду. У каждого ученика должно быть постоянное рабочее место. Последнее
условие является очень важным, так как перевод воспитанника на новое место
может вызвать у него аффективное состояние, отказ от работы, резкое снижение
темпа и точности выполнения задания.
Каждая экскурсия после ее проведения, должна быть
проанализирована. Учитель должен помочь воспитанникам по возможности осмыслить
увиденное
В процессе подготовки к уроку учитель продумывает порядок выдачи
воспитанникам инструментов, заготовок с таким расчетом, чтобы на это было
затрачено как можно меньше времени. Как правило, в мастерских имеются
инструменты индивидуального пользования, которые вместе с заготовками дежурные
разносят по рабочим местам.
Центральное место на уроке
занимает практическая работа, которая строится на базе производительного труда.
Однако это не означает, что можно изготавливать любую продукцию, пренебрегая
содержанием учебной программы. Работа детей должна быть производительной по
своему характеру, а по содержанию — отвечать учебной программе.
Кроме непосредственно практической работы, определенное время
отводится на приобретение воспитанниками знаний познавательного характера. Они
изучают технику безопасности и санитарно-гигиенические требования к урокам
труда, их знакомят со свойствами материалов и областью их применения. Так,
воспитанникам даются элементарные представления о производстве бумаги и ее
свойствах, на уроках работы с тканью учащиеся знакомятся с видами ткани, их
особенностями и назначением.
Наблюдения свидетельствуют,
что довольно часто педагоги усложняют теоретический материал и воспитанники
заучивают отдельные понятия и определения механически, не понимая их смысла.
Это неправильно. Все знания, получаемые учащимися, должны быть доступны им по
содержанию.
Помимо уроков в учебных
мастерских трудовое обучение предусматривает проведение экскурсий. В старшем
возрасте учащиеся выполняют работу, аналогичную той, которой будут в
дальнейшем заниматься на предприятиях, использующих труд инвалидов, или в
лечебно-трудовых мастерских психоневрологических диспансеров. Программой предусмотрена
организация экскурсий на одно из вышеназванных производств.
При проведении экскурсий педагогу нужно твердо знать, что с
учащимися нельзя выходить на экскурсию, предварительно не подготовив их к
правильному восприятию того, что они увидят. Воспитанникам надо еще в классе
рассказать, куда они идут, что представляет собой этот объект, на что особо
следует обратить внимание.
Во время экскурсии учащимся
рассказывают о выпускаемой предприятием продукции, о конкретном участке их
будущей работы. Необходимо в доступной форме остановиться на вопросах
организации труда, качества изделий.
Внимание учеников следует
также обратить на взаимоотношения в трудовом коллективе.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Вопросы трудового обучения
здесь рассматриваются на примере картонажного дела, так как данная методика и
организация занятий могут быть применены и к другим видам труда.
Работа
над изделием начинается с ориентировки в задании. Трудности
ориентировки у воспитанников велики. Для них не столько сложно выполнить ту
или иную операцию, сколько осознать ее. Отсюда вытекает чрезвычайно важное требование
— увеличить во времени этап ориентировки в задании. На данном этапе дети
должны узнать, что им необходимо сделать, познакомиться с образцом изделия,
уяснить, какие материалы и инструменты потребуются для работы.
Рассматривая
вопрос о назначении изделия, учитель попутно выясняет, какие знания для
выполнения заданной работы воспитанники уже приобрели. Далее педагог
рассказывает об использовании готовых изделий. Здесь необходимо выработать как
можно более сильную мотивировку выполнения предстоящих трудовых операций,
заинтересовать воспитанников будущей работой.
Обычно мотивировка
подчинения учителю в большинстве случаев обеспечивает выполнение учениками
несложного задания. Однако этого совершенно недостаточно для того, чтобы у них
возникали интерес, желание и т.п. Обязательным условием повышения мотивации
является обоснование задания его практической необходимостью. Следует помочь
воспитанникам по возможности осознать общественную значимость их работы.
Несомненно, это очень сложная задача, но она становится до некоторой степени
разрешимой, если наглядно демонстрировать учащимся, какое применение находят
результаты их практической деятельности. Например, перед изготовлением
библиотечных кармашков педагог сообщает, что они предназначены для библиотеки.
В дальнейшем в воспитательных целях важно организовать передачу кармашков в
библиотеку при участии самих детей.
При знакомстве с новым
изделием необходимо, чтобы каждый воспитанник имел возможность взять образец в
руки и внимательно рассмотреть его. Этот момент очень важен, так как позволяет
учащемуся непосредственно воспринимать свойства изделия и дает учителю
возможность акцентировать внимание детей даже на малозаметных деталях
(сторонах) работы. Например, при изготовлении сборной коробки обращается
внимание на порядок загибания сторон заготовки, величину зазоров в соединениях
и т.д. Учитель наблюдает за действиями воспитанников, задает наводящие
вопросы. Если проведение таких осмотров недостаточно организовано, то учащиеся
в дальнейшем не смогут справиться с заданием, не будут знать, на что нужно
обратить внимание.
В
процессе ориентировки в задании воспитанники также знакомятся с условиями предстоящей
трудовой деятельности. Они должны знать, какие материалы, инструменты
потребуются для работы, уметь выбрать их. На первых занятиях учитель с помощью
конкретно поставленных вопросов добивается от учащихся называния необходимых
материалов, в дальнейшем воспитанники сами должны определить, что им
потребуется в ходе выполнения задания.
В ходе ориентировочного этапа воспитанники должны усвоить
последовательность работы и ее конечный результат. Описание предстоящих
операций крайне
сложно для подавляющего
большинства воспитанников. Им проще ответить на вопросы, касающиеся одной-двух
операций, например: «С чего нужно начинать работу?», «Что нужно сделать после
того, как получил заготовку?» и т.п.
С
целью оказания помощи воспитанникам в ориентировке в задании используется
предметная инструкционная карта. Это пособие отражает основные этапы
изготовления изделия. Количество предметных образцов инструкционной карты
должно полностью соответствовать числу технологических операций. Например,
первый образец (после заготовки) отражает выкройку коробки, второй — результат
выполнения операции «Разметка по шаблону», третий — результат операции
«Рицовка», четвертый — результат операции «Фальцовка», пятый — склеивание
клапанов коробки и т. д.
Предметные инструкционные
карты могут быть использованы учителем для объяснения последовательности
выполнения операций и при проверке знаний воспитанников в ходе повторения
учебного материала.
Но и
при такой помощи часть учеников не могут в полной мере использовать практическую
ситуацию для осмысления процесса изготовления изделия. Учитель вынужден каждому
из них подсказывать порядок перехода от одной операции к другой.
На
основе содержания предметных инструкционных карт могут быть построены задачи,
направленные на активизацию познавательной деятельности воспитанников.
Например, один образец учитель убирает и задает такие вопросы:
1.
В каком месте предметной
инструкционной карты необходимо расположить недостающий образец?
2.
Какая пропущена операция?
3.
Какие инструменты применяются
при выполнении данной операции?
Предметные
инструкционные карты можно использовать также и для индивидуальной помощи
воспитанникам, которые явно не справляются с работой. В этом случае перед
каждым учеником должен быть образец поэтапного выполнения соответствующих
операций.*
От
этапа ориентировки в задании учащиеся приступают к пробному выполнению трудовых действий. Часто первые попытки выполнить работу сопряжены
с неудачей. В связи с этим воспитанники нуждаются в специальных тренировочных
упражнениях по выработке приемов работы. Тренировочные упражнения выполняют как
бы пропедевтическую функцию по формированию у воспитанников готовности к
овладению навыком. Часто тренировочные упражнения протекают в виде сопряженной
деятельности педагога и воспитанников.
Обычно при тренировочных
упражнениях используют не рабочие заготовки, а матери ал оотходы. Так, пакеты
для семян сначала выполняются из отходов бумаги, а затем уже из рабочих
заготовок.
В ходе тренировочных
упражнений воспитанники должны усвоить основные приемы, применяемые в
картонажном деле: разметку, рицовку, сгибание (фальцов-
ку),
резание, намазывание, склеивание, скрепление. Эти операции проводятся
изолированно от конкретных практических работ на учебных образцах. В этом
случае трудовые приемы усваиваются воспитанниками достаточно осознанно и могут
быть перенесены в незнакомые условия.
В ходе обучения необходимо
постепенно повышать степень самостоятельности учащихся при характеристике
конечного результата труда. Если вначале качественную характеристику изделия
полностью дает учитель, то в дальнейшем воспитанникам предлагают ряд вопросов,
помогающих выявить нужные признаки.
Требования к качеству
продукции следует прочно закрепить: каждый ученик должен четко знать
кчественную характеристику будущего изделия. В кратком виде эту характеристику
целесообразно вывесить в виде таблички в мастерской.
На первом этапе воспитанники
знакомятся с назначением приема. Например, рицовка деталей из картона
выполняется для того, чтобы получить правильную линию сгиба.
Учитель демонстрирует
воспитанникам необходимость этой операции. Для этого он выполняет на листе
картона разметку линии сгиба и перегибает лист. Ученики видят, что картон
ломается и сгиб получается неправильный. Тогда учитель выполняет рицовку
(проводит линию разметки, делает по этой линии надрез переплетным ножом и
сгибает заготовку). Необходимость рицовки очевидна — сгиб получается ровный,
строго по линии разметки.
В ходе второго этапа
воспитанники первоначально практически усваивают соответствующий
технологический прием. При этом учитель сначала показывает, как используют тот
или иной прием в рабочем темпе, затем — в замедленном и в конце — опять в
рабочем. Выполняя движения приема в замедленном темпе, учитель объясняет, как
осуществляется каждое рабочее движение. Например, нанесение клея на бумагу
нужно начинать всегда с середины листа и вести кисть к его краям. При этом
пальцами левой руки придерживают бумагу, чтобы она не сдвинулась с места. Затем
вся намазанная поверхность разглаживается той же кистью или щеткой в поперечном
направлении слева направо (кистью пользуются при намазывании краев, а щеткой —
при намазывании листа целиком).
При
выполнении тренировочных упражнений особенно важно отмечать характерные ошибки
в работе воспитанников, чтобы в дальнейшем у них не вырабатывались
неправильные действия. Заметив типичную ошибку (нередко учащиеся загибают
стороны не по заранее намеченной линии, а произвольно), учитель останавливает
работу группы и вновь показывает правильное выполнение.
Упражнения
по первоначальному освоению новых приемов начинают с формирования знаний и
представлений о результатах приемов (операций), затем изучают
последовательность действий и их характеристику, после чего приступают к
практическому освоению данной операции. При повторении одних и тех же упражнений
основное время отводится на практическое освоение трудовых действий и приемов.
В процессе тренировочных упражнений у воспитанников вырабатываются
необходимые приемы работы, для чего они, несомненно, нуждаются в большом количестве
повторений. Однако при этом следует иметь в виду, что на определенной ступени
однообразные повторения способствуют возникновению косного
(•«жесткого»)
стереотипа, который с трудом преодолевается в новой обстановке.
11оэтому на данном этапе нецелесообразно формировать приемы на
уровне на- ныков. Последние вырабатываются во время практических работ.
Овладев в процессе тренировочных упражнений необходимыми приемами
труда, воспитанники переходят непосредственно к практической работе. Но прежде чем к ней приступить, учащимся следует опять подробно
рассказать о цели гой или иной работы, по возможности сформировать у них
представление о конечном результате труда. Необходимо предоставить
воспитанникам возможность осмотреть материалы, орудия труда, произвести с ними
различные действия. Основным методом обучения в процессе проведения
практических работ является инструктаж с наглядным показом приемов труда.
Перед тем как приступить к выполнению задания, каждый ученик воспроизводит
показанный прием и с помощью педагога объясняет свои действия. Если многие
воспитанники затрудняются в выполнении приема или совершают ошибки, показ и
объяснение необходимо повторить.
К выполнению трудового
задания разрешается приступить только тогда, когда учитель убедится в том, что
все учащиеся усвоили последовательность операций, правильно выполняют новый
прием труда, знают, какие материалы нужны для работы.
В процессе непосредственной
практической деятельности определенное значение имеет создание у воспитанников
эмоционального удовлетворения от результатов работы. Для этого важно, чтобы
они увидели итоги своего труда в ходе одного учебного занятия. Им не следует
давать задания, требующие длительного выполнения.
Проведение практических
работ предполагает определенную организацию труда. В зависимости от
дидактических целей и характера занятия практические работы могут выполняться
либо одним воспитанником (индивидуально), либо коллективно (пооперационно).
Выбор организации труда зависит от дидактических целей и характера занятия. На
начальных стадиях обучения, когда ученики должны освоить все операции,
применяется индивидуальная работа. Это облегчает учителю проверку выполненных
заданий каждым воспитанником, исправление ошибок и т.д. С помощью педагога
учащиеся определяют качество получившегося изделия.
Пооперационный труд вводится лишь после того, как воспитанники в
полной мере овладеют необходимыми навыками, позволяющими выполнять работу
быстро и качественно. Следует подчеркнуть, что каково бы ни было построение
урока, учителю необходимо осуществлять индивидуальный подход и контроль.
В ходе практических работ
сначала изготавливаются простые четырехугольные коробочки небольших размеров,
без оклейки их бумагой.
Весь процесс состоит из следующих
операций:
1) укладка развертки на картон и обведение ее контура карандашом;
2) вырезание заготовки ножницами;
3) разметка линий сгиба;
4) надрезание этих линий ножом;
5)
вырезание уголков;
6)
загибание (залом) бортиков;
7)
скрепление углов бумажными
полосками (клапанами), согнутыми пополам и наклеиваемыми на бортики внутри или
снаружи. Таким способом изготовляется крышка коробки.
Целесообразно организовать
практические работы таким образом, чтобы каждый воспитанник переходил от одной
освоенной операции к другой.
Затем делают такие же
коробки, только большего размера, а также круглые и оклеенные бумагой. При этом
добавляются следующие операции:
1) укладка на бумагу выкройки и обведение ее контуров;
2) вырезание заготовки ножницами, намазывание ее клеем и обтяжка
бортиков;
3)
загибание бумаги на донышко
и внутрь бортиков.
В
ходе практических работ педагог обращает внимание воспитанников на правильное
выполнение того или иного приема, и в особенности — на переход от одной
операции к другой, инструктирует учащихся по поводу соблюдения дисциплины,
санитарно-гигиенических навыков и техники безопасности. При этом используется
групповой и индивидуальный инструктаж.
Групповой инструктаж
применяется тогда, когда одна и та же ошибка наблюдается у многих
воспитанников. Это может быть ошибочное выполнение трудовых операций (разметка,
рицовка), а также несовершенная поза или неправильное положение руки, когда
ученик берет инструмент. В этом случае педагог прекращает работу, собирает
учеников около своего рабочего места, показывает и объясняет правильные приемы
работы.
Положительная
сторона группового текущего инструктажа состоит в том, что учитель имеет
возможность следить за работой всей группы, не отрываясь на объяснение одного
и того же каждому ученику, не отрываясь на объяснение одного и того же каждому
воспитаннику в отдельности, а последние учатся получать нужные им для работы
сведения из фронтального объяснения учителя. Однако частые остановки в ходе
работы нарушают трудовой ритм, снижают качество обучения — в этом отрицательная
сторона группового текущего инструктажа.
Часто
можно встретить неправильный подход к текущему инструктированию воспитанников,
когда учитель не пытается установить причину ошибки, а сразу сообщает им
результат своего контроля. Например, подойдя к рабочему месту воспитанника,
учитель говорит: «Ты неправильно склеил коробку, клапаны должны находиться
внутри, а на твоем изделии они снаружи». И далее он указывает, каким образом
нужно исправить брак. Подобная «помощь» приучает этого воспитанника действовать
бездумно, только по указанию учителя.
Правильнее поступает тот
учитель, который, прежде чем делать замечание или объяснять ошибки
воспитанников, по возможности добивается, чтобы каждый из них попытался сам
найти ошибки. Так, в приведенном выше примере сначала ’целесообразно задать
вопрос воспитаннику: «Правильно ли ты сделал коробку?» Этот вопрос активизирует
мышление ученика, с помощью учителя он начинает внимательно осматривать изделие
и нередко находит ошибку сам.
Однако вполне можно
предположить, что на этот вопрос воспитанник не даст определенного ответа или
скажет, что коробка сделана правильно, так как для многих из них вопрос учителя
недостаточно конкретен (в нем нет указания, на какую из выполненных операций
нужно обратить внимание). Для таких воспитанников необходимо конкретизировать
вопрос: «Правильно ли ты приклеил клапаны коробки?» Если и теперь воспитанник
не находит ошибки, то учитель непосредственно указывает на неё, однако для
формирования трудовой самостоятельности полезнее и здесь не указывать
конкретно, каков характер ошибки, а попытаться еще раз заставить воспитанника
проанализировать изделие путем сравнения с предметным образцом.
Чтобы
направить внимание воспитанников на контроль за их собственной работой,
используются различные методические приемы. Один из них заключается в
организации взаимопроверки воспитанников. Например, когда один из воспитанников
начинает намазывать заготовку клеем, второй контролирует его действия. Через
некоторое время учитель останавливает работу и предлагает воспитанникам
поменяться ролями. В конце урока, когда закончена работа группы над определенным
изделием, учитель оценивает наряду с другими показателями умение воспитанника
контролировать свою работу и работу товарища.
Большая роль в работе с учащимися
отводится закреплению навыков, которое осуществляется в ходе практического повторения. Здесь не ставится задача обучить их новым трудовым приемам.
Главное — автоматизировать трудовые навыки, добиться быстрого выполнения
учебного задания. Целесообразно практические работы на повторение
организовывать с пооперационным выполнением задания, что помогает выработке у
воспитанников коллективных форм деятельности, способности к достаточно
напряженному производительному труду.
При пооперационной форме организации
работы распределение труда может осуществляться между звеньями или между
отдельными воспитанниками. Например, при изготовлении сборной коробки одни
воспитанники делают низ (донышко) коробки, другие — крышку, третьи —
занимаются окончательной подгонкой и сборкой частей коробки. Сила примера,
склонность к подражанию дают возможность привлекать к работе всех, без
исключения, воспитанников.
По
окончании работы ученики должны оценить качество изделия и дать отчет о
проделанном. Для этого учитель вызывает воспитанника к своему рабочему месту,
и тот, сравнивая свое изделие с образцом, с помощью взрослого находит ошибку,
определяет качество продукции. Очень часто вместо словесной оценки работы
воспитанники стараются сразу исправить допущенные неточности. Педагог должен
помочь им не только найти брак в работе, но и содействовать тому, чтобы
воспитанники дали ему словесную характеристику. При этом важно, чтобы они не
только пользовались общими фразами («Плохо», «Хорошо», «Не так»), но и смогли
подробно охарактеризовать работу. Для этого педагог дает образец более точной
оценки («криво зафальцевал»), а воспитанник повторяет за ним. В их словарь
вводятся специальные названия действий, а также прилагательные и наречия,
характеризующие качество изделия {мятый,
сморщенный, криво, неровно, косо).
Оценивая работу
воспитанников, необходимо помнить, что они часто не в состоянии понять, за что
их хвалят или порицают, т.е. не могут установить связи между результатами
своего труда и оценкой педагога. Поэтому важнее сначала остановиться на их
отношении к работе, а потом уже охарактеризовать качество изделия.
Как
указывалось выше, учащиеся должны также научиться давать отчет о проделанном.
Исследования показывают, что при достаточном внимании к речевому развитию детей
их можно в определенной мере научить отвечать на вопросы о выполненной работе.
Самостоятельно рассказать о проделанном воспитанники не могут, и ставить перед
ними такую задачу в обобщенном виде («Расскажи, как ты сделал эту вещь») не
следует. Дидактически целесообразно расчленить инструкцию на ряд конкретно
поставленных вопросов.
Но и при этом приеме
учащиеся во многих случаях испытывают большие затруднения с отчетом: долго
молчат, прежде чем ответить; начав фразу, тотчас замолкают (побудительные
слова «дальше», «потом» оказываются мало результативными). Дети нередко
переходят к показу своих действий, не будучи в состоянии обойтись только
речевыми средствами. Типичным примером подобного сообщения о своей работе
может служить рассказ воспитанника о том, как он изготовлял пакет: «Сначала
делаем клапаны так {показ), потом так {показ) и приглаживаем».
Для совершенствования отчета
воспитанников педагог использует ряд методов. В одних случаях вопрос
сопровождается жестом. Жестикуляция обозначает действие, которое ученик
произвел, но не смог охарактеризовать словами при отчете. Такой прием
комплексного сочетания речи и жестов оказывается довольно эффективным. Если же
указанный способ оказывается малорезультативным, педагог начинает фразу,
которую должен был произнести ученик, а последний ее заканчивает.
В процессе практического
повторения детям приходится длительное время заниматься однообразной работой.
Это приводит к нежелательным результатам: усиливается отвлекаемость,
раздражительность, появляются отрицательные трудовые установки. Поэтому
необходимо вносить в работу больше разнообразия, повышать интерес к ней.
Рекомендуется выбирать для занятий яркий, разноцветный материал, показывать
образцы хорошо выполненных изделий. Для поддержания определенного ритма работы
ученикам необходим специальный трудовой режим: с паузами, сменой форм
деятельности, с постоянными положительными подкреплениями и одобрениями. Во
многих случаях стимулирующее воздействие оказывает элемент соревнования.
Хорошо
организованные практические работы на повторение обычно вызывают активность
воспитанников. Они работают с желанием и большой отдачей сил. Определенный
уровень положительного отношения воспитанников к работе на занятиях
практического повторения позволяет в некоторой степени решать задачи и
нравственного воспитания. Рекомендуется чаще проводить фронтальные .и
индивидуальные беседы о качестве работы, товарищеской взаимопомощи и т.п.,
которые должны быть непродолжительными, но всегда иметь воспитывающую
направленность.
По-иному используются и формы стимуляции труда. Если’ в младших
классах применялись такие формы поощрения, как красочные открытки, цветные
карандаши и другие предметные стимулы, то в старшем возрасте широко практикуется
поощрение перед производственной группой, участие в культурно-массовых
мероприятиях, т.е. социальные виды стимуляции.
Нельзя упускать из виду крупицы положительного отношения учеников
к заданию, те изменения в лучшую сторону, которые появились в ходе трудовой
деятельности. Даже небольшие, подчас мало заметные успехи воспитанников
необходимо отметить и положительно оценить.
В ходе трудового обучения
весьма эффективным является такой метод поощрения, когда педагог разрешает
воспитаннику взять домой готовое изделие. В этих случаях подростки стараются
трудиться лучше, меньше отвлекаются. Определенную воспитательную роль играют
такие приемы, как установление флажков на столах хорошо работающих учащихся,
выставка образцов лучших изделий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий