Новый
закон об образовании, на многие годы определяющий вектор развития системы
образования, впервые официально закрепил понятие «инклюзивное образование» в
нашей стране.Инклюзивное образование - первая инновация в российской
образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми
педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с
ограниченными возможностями здоровья, но и для образования в целом.
Поэтому
меня, как маму ребенка-инвалида, как педагога, работающего с детьми с
ограниченными возможностями здоровья, как председателя городской общественной
организации матерей, воспитывающих детей-инвалидов, радует и одновременно
волнует это событие.
Проблема
актуальна не только для нас. В июне текущего года мы были участниками
российско- германского конгресса «Вызов Инклюзия?» в г. Москве, где
рассматривалась практика внедрения инклюзивного образования в школах России и
Германии. Было отмечено, что это сложный процесс, требующий организационных,
содержательных, ценностных изменений как в школе, так и во всем обществе, а
самое главное - в сознании людей. Слушая выступления докладчиков, мы отмечали,
что многие из названных проблем в нашем городе постепенно решаются.
Целенаправленно ведется работа по созданию и улучшению условий жизни
детей-инвалидов и их семей по формированию в общественном сознании отношения к
ним как к равным членам общества. В городе успешно реализуется целевая
программа «Доступная среда», созданы Общественная инспекция, курирующая ее
выполнение, и Координационный Совет по делам инвалидов.
В
феврале 2013 года в администрации города проведен круглый стол по проблемам
детей с ограниченными возможностями здоровья. На вопросы родителей детей -
инвалидов отвечали руководители и специалисты отдела образования, детской
объединенной больницы, пенсионного фонда, управления труда и социальной защиты
населения, комплексного центра социального обслуживания населения. Такой
разговор за многие годы состоялся впервые, и мы очень надеемся, что такие
встречи будут регулярными, а острых вопросов и нерешенных проблем будет
намного меньше.
С другой стороны, нельзя не согласиться с
мнением участников конгресса о том, что существует опасность потери лучших
достижений системы образования страны под видом внедрения нового.
Во
многих регионах России поспешно стали ликвидировать коррекционные и специальные
школы, чего делать ни в коем случае нельзя, так как не каждый ребенок - инвалид
может обучаться в нормальной школе, какие бы условия там ни были созданы.
Одновременно должны измениться критерии оценки деятельности коррекционных и
специальных учреждений, которые должны стремиться инклюзировать детей -
инвалидов и направлять их в нормальные школы, сохраняя за собой функции
учебно-методических и консультационных центров.
Очень
важной проблемой является отсутствие нормативно-правового поля. Закон об
инклюзивном образовании принят только для города Москвы, который устанавливает
нормы количества инвалидов в классе (например, у нас в колледже в разных
группах обучаются от 3-х до 16 инвалидов; нагрузка для учителей разная); финансирование
образовательных учреждений и т.д.
Родителей
очень волнует вопрос психологических барьеров. Готовы ли родители здоровых
детей к тому, что за одну парту с их ребенком сядет ребенок-инвалид? Готовы ли
ученики, часто лишенные сострадания, к тому, что рядом окажутся сверстники, не
похожие на них? Уверены ли мы, что дети с ограниченными возможностями здоровья
не станут объектом жестоких насмешек? Готов ли учитель к тому, что в одном
классе могут оказаться слабовидящие, слабослышащие, дети с синдромом Дауна и
аутичные дети? Готовы ли руководители и педагогические коллективы к постоянному
присутствию в школах посторонних людей - тьюторов, сопровождающих детей-инвалидов?
В
начале лета на страницах городской газеты «Вы* бор» мы пригласили всех
заинтересованных лиц к обсуждению вышеназванных проблем. На призыв активно
откликнулись родители детей-инвалидов, которые видят в инклюзии не только
плюсы, но и минусы. Мы сдали ответной реакции педагогов, специалистов, но, к
сожалению, ее не последовало...
За
четыре года обучения студентов-инвалидов мы убедились, что выпускники с
ограниченными возможностями здоровья конкуренции при трудоустройстве не выдерживают.
Центр занятости принимает меры: на предприятиях устанавливаются квоты на
трудоустройство инвалидов. Но руководители берут их на работу с нежеланием. Следовательно,
трудоустройство лиц с самыми тяжелыми формами нарушений должно быть
организованно. С этой целью необходимо создавать хотя бы малые предприятия.
Коллеги, которые участвовали в мероприятиях, проведенных совместно с
германскими специалистами в нашем колледже, видели опыт организации работы подобных
предприятий. Колледж готов начать такую работу в порядке эксперимента, но не
без помощи руководства города и коллег.
Опираясь
на наш опыт работы со студентами разных образовательных потребностей, мы можем
посоветовать следующее:
-
в течение учебного дня сопровождение особого ребенка осуществляют педагог-психолог,
тьюторы, классные руководители, родители;
-
учителя обязательно проходят специальную подготовку,
-
для каждого особого ребенка разрабатывается индивидуальная учебная траектория,
которая включает в себя уроки в классе, индивидуальные занятия, занятия с
психологом;
-
активное привлечение родителей к участию в процессе обучения и воспитания.
Могу
добавить, что педагогический коллектив колледжа активно делится опытом, готов
и в дальнейшем продолжать плодотворное сотрудничество со всеми заинтересованными
лицами в решении поставленных задач.
Комментариев нет:
Отправить комментарий