четверг, 18 сентября 2014 г.

Организация коррекционно-педагогической работы но устранению нарушений устной и письменной речи у детей с нарушением интеллекта посредством творческих работ и дидактических игр




Исмагилова С В., учитель русского языка и литературы ГОУ Белорёцкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
У детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы многие нере­чевые психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, иосприятие, память и т. д. В ряде случаев у них выявляется чрезмерная эмоциональ­ность, впечатлительность, повышенная утомляемость и другие личностные особенно­сти. Недоразвитие речи и особенности психической деятельности являются серьёз­ным препятствием в овладении грамотой.
Опыт показывает, что у детей с нарушением интеллекта очень трудно удержать ннимание, пробудить интерес к содержанию урока, добиться, чтобы усвоенный мате­риал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.
Программой специальной (коррекционной) школы VIII вида предусмотрены уп­ражнения по развитию связной письменной речи, которые даются в процессе изуче­ния всего материала по русскому языку. Одним из видов этих упражнений являются творческие работы (сочинения и изложения). При выполнении этих работ наблюдает­ся индивидуальность каждого ребёнка. Дети фантазируют, вносят что-то своё в вы­полняемую работу.
На начальных этапах обучения творческим работам учащиеся проявляют неже­лание, так как выполнить упражнение из учебника, или написать диктант значительно проще, чем писать изложение или сочинение. Детей раздражает большое количество грамматических и лексических ошибок, допускаемых ими при выполнении данного вида деятельности. В этой связи рекомендуется проводить систематическую индиви­дуальную и фронтальную разъяснительную работу, что общепринятую оценку «5» или «2» учитель не ставит, также проверять творческие работы лучше простым ка­рандашом, а не красной пастой. Эта необычная ситуация даёт положительный резуль­тат, дети перестают бояться выполнять эти работы. Фронтально анализируются фам-матические и лексические ошибки. При зачитывании работ вслух, дети предлагают варианты наиболее удачного построения предложений. При затруднении, педагог сам зачитывает работу вслух, подчёркивая голосом не совсем удачные места. Дети анали­зируют, коллективно исправляют лексические ошибки, предлагая свои варианты.

После анализа ошибок творческие работы переписываются. Эту работу реко­мендуется выполнять по подгруппам, с учётом подготовленности учащихся. Дети первой подгруппы прочитывают каждое слово по слогам, затем записывают; вторая подгруппа - по предложениям. Более подготовленные учащиеся - по абзацам.
Нахождение аналогичных теме творческой работы жизненных ситуаций вызыва­ет особый интерес. Если первая часть работы в той или иной мере схожа, то вторая часть, начинающаяся фразой: «Такая ситуация может возникнуть и ...», абсолютно индивидуальна.
Для поддержания положительных эмоций, при выполнении творческих работ, можно провести конкурс на самое интересное сочинение, ребята с радостью дарят подарки, сделанные своими руками лучшему фантазёру, рисуют рисунки. Творческие
работы носят обучающий характер, но каждая работа оценивается словесным поощ­рением: «Молодец!», «Постарался!», «Очень интересно!», «Ты настоящий фантазёр!»
Готовясь к устному рассказу и письменному сочинению и изложению, учащиеся учатся понимать заданную тему, передавать в тексте собственную позицию, распола* гать материал в нужной последовательности, отбирать нужные слова, орфографиче­ски и каллиграфически верно записывать текст, обнаруживать недочёты и ошибки и своей работе, а также у товарищей, исправлять их.
В ходе коррекционной работы педагог нередко сталкивается с тем, что дети спе­циальной (коррекционной) школы VIII вида испытывают трудности при выполнении даже несложных упражнений, плохо усваивают учебную лексику; познавательные интересы, самоконтроль у них на низком уровне.
Преодолеть эти трудности и придать привлекательность учебному процессу по­могают дидактические игры, непосредственно направленные на развитие таких про­цессов, как целеобразование, планирование, анализ, сравнение, обобщение и т. д. Иг­ровые ситуации увлекают детей, снимают напряжение, усталость, чувство скованно­сти, нередко испытываемые детьми на уроках русского языка.
Предлагаемый, разработанный нами, игровой материал обновляет предметно­методическое сопровождение образовательной деятельности детей с нарушением ин­теллекта, позволяет учащимся отразить в практической деятельности формирующие­ся представления о грамматическом составе родной речи даже тогда, когда собствен­ная активная речь осложнена, и необходимость связанного высказывания вызывает психоэмоциональное напряжение.
Примечательны вариативные возможности игрового материала: изменяться мо­гут как грамматические средства, так и раздаточные фишки: геометрические формы разного цвета.
Дидактическая игра «Выбирай - не зевай!»
У детей на партах кружочки разного цвета. Педагог показывает на одну из схем и называет слово. Дети выбирают соответствующего цвета кружок. Устно объясняют, почему выбрали тот или иной цвет.
Например: лиса- одушевлённый предмет, выбрали синий кружок, медведю - Д.п., дети выбирают кружок зелёного цвета, волк - существительное мужского рода, соответственно - кружок жёлтого цвета и т.д.
Игра используется на уроках русского языка. В данном случае при закреплении грамматических признаков имени существительного. Меняя схемы, можно использо­вать при закреплении грамматических признаков других частей речи.
Для усложнения игры, кружочки заменяются другими геометрическими фигура­ми: квадрат, прямоугольник, треугольник.
Предложенные приёмы способствуют повышению уровня речевого развития де­тей, формированию у них интереса к русскому языку как учебному предмету. Речь становится более осознанной, произвольной, появляется опыт сознательного анализа языкового материала, активизируется внимание к речи собственной и окружающих, улучшается фонематическое восприятие, происходит коррекционно-педагогическое воздействие при обучении грамоте детей с нарушениями речи.
Литература
1.               Аксёнова, А.К. Методическое обучение русскому языку во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1986.
2.               Александров, А.М. Дидактический материал по русскому языку. 3 класс. - М.: Про­свещение, 1981.
3.               Журжина, Ш.В.,Костромина, Н.В.Дидактический материал по русскому языку. 3 класс. - М.: Просвещение, 1990.
4.               Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой.
М.: Школа-Пресс, 1994.
5.               Русский язык: коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы / авт.- сост. Е.П.Плешакова, - Волгоград: Учитель, 2007.
6.               Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы: коррекционное обучение / авт.-сост. Т.П. Шабалкова.- Волгоград: Учитель, 2007.

Комментариев нет:

Отправить комментарий