Исмагилова С В., учитель русского языка и литературы ГОУ Белорёцкая
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
У детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы
многие неречевые психические функции: логическое мышление, слуховое и
зрительное внимание, иосприятие, память и т. д. В ряде случаев у них выявляется
чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость и
другие личностные особенности. Недоразвитие речи и особенности психической
деятельности являются серьёзным препятствием в овладении грамотой.
Опыт показывает, что у детей с нарушением интеллекта очень
трудно удержать ннимание, пробудить интерес к содержанию урока, добиться, чтобы
усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых
условиях.
Программой специальной (коррекционной) школы VIII вида
предусмотрены упражнения по развитию связной письменной речи, которые даются в
процессе изучения всего материала по русскому языку. Одним из видов этих
упражнений являются творческие работы (сочинения и изложения). При выполнении
этих работ наблюдается индивидуальность каждого ребёнка. Дети фантазируют,
вносят что-то своё в выполняемую работу.
На начальных этапах обучения творческим работам учащиеся
проявляют нежелание, так как выполнить упражнение из учебника, или написать
диктант значительно проще, чем писать изложение или сочинение. Детей раздражает
большое количество грамматических и лексических ошибок, допускаемых ими при
выполнении данного вида деятельности. В этой связи рекомендуется проводить
систематическую индивидуальную и фронтальную разъяснительную работу, что
общепринятую оценку «5» или «2» учитель не ставит, также проверять творческие
работы лучше простым карандашом, а не красной пастой. Эта необычная ситуация
даёт положительный результат, дети перестают бояться выполнять эти работы.
Фронтально анализируются фам-матические и лексические ошибки. При зачитывании
работ вслух, дети предлагают варианты наиболее удачного построения предложений.
При затруднении, педагог сам зачитывает работу вслух, подчёркивая голосом не
совсем удачные места. Дети анализируют, коллективно исправляют лексические
ошибки, предлагая свои варианты.
После анализа ошибок творческие работы переписываются. Эту
работу рекомендуется выполнять по подгруппам, с учётом подготовленности
учащихся. Дети первой подгруппы прочитывают каждое слово по слогам, затем
записывают; вторая подгруппа - по предложениям. Более подготовленные учащиеся -
по абзацам.
Нахождение аналогичных теме творческой работы жизненных
ситуаций вызывает особый интерес. Если первая часть работы в той или иной мере
схожа, то вторая часть, начинающаяся фразой: «Такая ситуация может возникнуть и
...», абсолютно индивидуальна.
Для поддержания положительных эмоций, при выполнении
творческих работ, можно провести конкурс на самое интересное сочинение, ребята
с радостью дарят подарки, сделанные своими руками лучшему фантазёру, рисуют
рисунки. Творческие
работы носят обучающий характер, но каждая работа оценивается
словесным поощрением: «Молодец!», «Постарался!», «Очень интересно!», «Ты
настоящий фантазёр!»
Готовясь к устному рассказу и письменному сочинению и
изложению, учащиеся учатся понимать заданную тему, передавать в тексте
собственную позицию, распола* гать материал в нужной последовательности,
отбирать нужные слова, орфографически и каллиграфически верно записывать
текст, обнаруживать недочёты и ошибки и своей работе, а также у товарищей,
исправлять их.
В ходе коррекционной работы педагог нередко сталкивается с
тем, что дети специальной (коррекционной) школы VIII вида испытывают трудности
при выполнении даже несложных упражнений, плохо усваивают учебную лексику;
познавательные интересы, самоконтроль у них на низком уровне.
Преодолеть эти трудности и придать привлекательность учебному
процессу помогают дидактические игры, непосредственно направленные на развитие
таких процессов, как целеобразование, планирование, анализ, сравнение,
обобщение и т. д. Игровые ситуации увлекают детей, снимают напряжение,
усталость, чувство скованности, нередко испытываемые детьми на уроках русского
языка.
Предлагаемый, разработанный нами, игровой материал обновляет
предметнометодическое сопровождение образовательной деятельности детей с
нарушением интеллекта, позволяет учащимся отразить в практической деятельности
формирующиеся представления о грамматическом составе родной речи даже тогда,
когда собственная активная речь осложнена, и необходимость связанного
высказывания вызывает психоэмоциональное напряжение.
Примечательны вариативные возможности игрового материала:
изменяться могут как грамматические средства, так и раздаточные фишки:
геометрические формы разного цвета.
Дидактическая игра «Выбирай - не зевай!»
У детей на партах кружочки разного цвета. Педагог показывает
на одну из схем и называет слово. Дети выбирают соответствующего цвета кружок.
Устно объясняют, почему выбрали тот или иной цвет.
Например: лиса- одушевлённый предмет, выбрали синий
кружок, медведю - Д.п., дети выбирают кружок
зелёного цвета, волк - существительное мужского рода,
соответственно - кружок жёлтого цвета и т.д.
Игра используется на уроках русского языка. В данном случае
при закреплении грамматических признаков имени существительного. Меняя схемы,
можно использовать при закреплении грамматических признаков других частей
речи.
Для усложнения игры, кружочки заменяются другими
геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник.
Предложенные приёмы способствуют повышению уровня речевого
развития детей, формированию у них интереса к русскому языку как учебному
предмету. Речь становится более осознанной, произвольной, появляется опыт
сознательного анализа языкового материала, активизируется внимание к речи
собственной и окружающих, улучшается фонематическое восприятие, происходит
коррекционно-педагогическое воздействие при обучении грамоте детей с
нарушениями речи.
Литература
1.
Аксёнова, А.К.
Методическое обучение русскому языку во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1986.
2.
Александров, А.М.
Дидактический материал по русскому языку. 3 класс. - М.: Просвещение, 1981.
3.
Журжина, Ш.В.,Костромина,
Н.В.Дидактический материал по русскому языку. 3 класс. -
М.: Просвещение, 1990.
М.: Школа-Пресс,
1994.
5.
Русский язык:
коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы / авт.- сост.
Е.П.Плешакова, - Волгоград: Учитель, 2007.
6.
Сборник диктантов и
изложений. 5-9 классы: коррекционное обучение / авт.-сост. Т.П. Шабалкова.-
Волгоград: Учитель, 2007.
Комментариев нет:
Отправить комментарий