Слово рефлексия происходит от латинского REFLEXIO - обращение назад. Словарь иностранных
слов определяет рефлексию как самопознание. Толковый словарь русского языка
трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией
понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Рефлексия может осуществляться не только
в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
При проведении рефлексии следует
учитывать возраст учащихся и их категорию.
Проведение рефлексии настроения и
эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления
эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки
с изображением лиц, цветовое изображение настроения: букет настроения, цветок
настроения либо дерево настроения; эмоционально-художественное оформление
(картина, музыкальный фрагмент).
На среднем и старшем этапах обучения
можно использовать следующую опору.
Рефлексия деятельности. На этапе защиты
проектных работ я использую оценочные карты, цель которых - научить адекватно
оценивать себя и других. В начале урока на этапе warm-up я обычно использую прием «Корзина идей,
понятий, имен» или прием «Кластер».
Рефлексия содержания учебного материала
используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен
прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия
достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и
достижения целей (высказывания “Я не знал... - Теперь я знаю...");
достаточно известный прием синквейна.
Для подведения итогов урока можно
воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно
выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для
письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П»
- «плюс» записывается все, что понравилось на уроке. В графу «М» - «минус»
записывается все, что не понравилось на уроке. В графу «И» - «интересно»
учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, вопросы к
учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников,
проанализировать его сточки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся
наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки
о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
В зависимости от особенностей восприятия
и переработки информации учащихся условно можно разделить на четыре категории:
визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты. Визуалы воспринимают большую часть
информации с помощью зрения, аудиалы - через слуховой канал, кинестетики -
через другие ощущения и с помощью движений, а дискреты (не встречаются в
начальной школе) - через логическое осмысление. И мы, учителя, должны
представлять информацию детям, используя все каналы восприятия. Тогда у каждого
из них есть шанс усвоить хотя бы часть сообщений.
Как определить модальность восприятия
учащихся? Посмотрите, кто как записывает домашнее задание. Визуалы послушно
открывают дневники и переписывают с доски то, что задано на дом. Аудиалы,
прежде чем записать домашнее задание, попросят учителя озвучить запись на
доске, а потом еще переспросят у соседа по парте, что задано. Со слуха запишут
эту информацию себе в дневник. Кинестетики чаще всего отмечают номера нужных
упражнений прямо в учебнике.
Когда мы прослушивали и пели песню,
аудиалы слушали, хлопали в ладоши, смотрели на меня; визуалы - следили по
учебнику и отбивали в такт карандашом, кинестетики - стучали карандашом, но не
смотрели в учебник.
Все это мы должны учитывать и при
проведении рефлексии. В моей группе преобладают визуалы, поэтому я выбрала
такой способ проведения рефлексии, при котором преобладала наглядность, хотя
этот вариант подходит детям с любой модальностью восприятия. Но эту же рефлексию
можно было провести еще двумя способами:
- Аудиалы: устно, фронтально: Do you
like the lesson today?
- Кинестетики. раздать карточки
«рожицы», и дети изображают настроение, дорисовав ротик смайлику.
Из всего сказанного можно сделать вывод:
рефлексия - это не пустая трата времени, а важный и необходимый этап урока.
Она способствует развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельность,
предприимчивость и конкурентоспособность, что облегчит вхождение личности в
мировое сообщество и позволит успешно функционировать в нём.
Т.А. Фахретдинова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий