четверг, 18 сентября 2014 г.

Значение социально-психологической службы в социальной адаптации ребёнка


               ШарифуллинаJI.С.
ГОУ Уфимская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат №59 VIII вида
Социально-психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифи­цированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службыосуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально—психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.
В ходе социально-психологической работы с педагогами, учащимися и их семьями важно достичь понимания и принятия друг друга. Для ребёнка реальны: семья, школа (коллектив формально определённых сверстников), двор (неформальный кол­лектив сверстников, который он выбрал сам).
В социальном смысле среда обитания ребёнка определена достаточно ясно: ро­дитель — ребёнок-учитель. Объектом работы социального педагога и психолога яв­ляется каждый учащийся школы и особое место занимает социально дезадаптирован­ный ребёнок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктив­ные контакты со взрослыми, контакты-адекватные и взаимные. Поэтому в работе с детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов и проблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности.
Принципами работы службы являются следующие критерии: доступность, свое­временность, индивидуализация, комплексность, эффективность, преемственность, многофункциональность, интеграция, оперативность, репрезентативность, адаптация.
Основные направления деятельности социального педагога
Изучение бытовых отношений в семье:
На этом этапе социальным педагогом проводится социально-педагогический па­тронаж вновь прибывших учащихся: обследование жилищно-бытовых условий, взаимоотношения в семье, имеется ли уголок для занятий у ребёнка, в каких условиях проживает ребёнок. Два раза в год проводится обследование жилищно-бытовых ус­ловий учащихся, стоящие на учёте как в школе, так и в ОДН, проводятся индивиду­альные беседы с родителями с целью оказания помощи в воспитании их детей для. Совместная работа родителей и педагогов позволяет наиболее эффективно и быстро решить проблемы воспитания.
Определение центров социально-культурного развлечения для развития детей: Учащиеся нашей школы посещают кружки как в школе так и вне её. Работают руководители таких кружков как: бумажная пластика (развитие мелкой моторики, творческого воображения и т. д.), кружок пауэрлифтинга (физическая подготовлен­ность учащихся), авиамодельный кружок, туристический кружок, хореографический кружок, вокальный кружок. Посещая кружки, учащиеся становятся более коммуника­бельными, раскрепощёнными, развивается творческое воображение. Дети-инвалиды посещает реабилитационный центр иппотерапии. Иппотерапия часто применяется при лечении детей-инвалидов в качестве многофункционального метода реабилитации, т.е. иппотерапия используется не только в качестве одной из разновидностей ле­чебной физкультуры, но и как метод психологической коррекции. Механизм физиче­ской реабилитации при иппотерапии, в принципе, тот же, что и при других методах ЛФК, но есть один существенный нюанс. При верховой езде в работу включаются практически все группы мышц, причем происходит это на рефлекторном уровне - ре­бенок старается сохранить равновесие на спине лошади и при этом в работу включа­ются не только здоровые, но и пораженные мышцы. Фактически происходит напря­жение мышц без влияния коры головного мозга, т.е. без волевого усилия. Сделать это в условиях обычных занятий очень трудно, т.к. ребенок очень часто просто не знает, как можно напрягать определенные группы мышц, поскольку заболевание у него воз­никло еще во внутриутробном периоде или во время родов и опыта движения в этих группах мышц у него нет. Помимо воздействия на мышечную систему, иппотерапия также благотворно влияет на функции вегетативной нервной системы.
Кроме биомеханического фактора при иппотерапии не менее важен, а в некоторых случаях и является основным психогенный фактор, что особенно важно при лечении детей с церебральным параличом, невротическими реакциями, аутизмом, нарушениями психического развития. Верховая езда требует концентрации внимания, целенаправленных движений при управлении лошадью (что особенно полезно при гиперкинетической форме ДЦП), способности ориентироваться при изменении ситуации, осознания своих собственных действий. Кроме этого, лошадь - очень сообразительное животное (иногда даже искренне веришь, что она обладает интеллектом) и требует к себе внимательного отношения, что побуждает ребенка адаптироваться к реальности. Немаловажным достоинством иппотерапии является очень высокая степень мотивации к занятиям с лошадьми. Ребенка порой довольно трудно уговорить, а еще труднее заставить заниматься ЛФК с инструктором, а тем более самостоятельно. Совершенно другое отношение у детишек к катанию на лошади и выполнению различных упражнений. Ребенок стремится почувствовать себя настоящим всадником, выполняя все более сложные упражнения и незаметно для себя приобретает уверенность, преодолевает свой страх. Эмоциональная составляющая при занятиях с лошадьми также имеет немаловажное значение. Кто хоть раз в жизни сидел на спине этого умного и благородного животного, запоминает это надолго, что уж тут говорить о детях? При первой попытке сесть на спину лошади даже взрослый человек испытывает чувство страха и неуверенности в своих силах. У ребенка эти чувства еще более выражены и даже после удачной первой попытки катании на лошади (разумеется, при помощи инструкторов или страхующих) значительно повышается его самооценка и уверенность в собственных силах. Помимо физической и психологической реабилитации иппотерапия очень эффективна в плане социальной реабилитации ребенка. Более эффективному процессу интеграции в общество способствуют улучшение физического, психологического и психо­эмоционального состояния ребенка, проще говоря - ребенок в большей или меньшей преодолевает болезнь и ощущает меньшую разницу между собой и другими детьми. Во время занятий ребенок общается с тренерами лошадей, инструкторами, конюхами, другими детьми и это заметно улучшает его коммуникативные способности. При уходе за животными ребенок приобретает определенные трудовые навыки. Если уход за лошадьми и не станет его профессией в будущем, то, во всяком случае, привьет способность к самостоятельной работе. Социальный фактор иппотерапии имеетбольшое значение не только для детей-инвалидов, но и для других членов общества - занятия конным спортом значительно повышают авторитет ребенка среди его сверстников и укрепляет их в мысли, что, занимаясь таким сложным видом спорта, ребенок с особыми физическими или психическими особенностями не только не очень уж сильно от них отличается, но в чем-то даже превосходит их.
Выявление и поддержка учащихся, находящихся под опекой:
Ежегодно дети, находящиеся под опекой оздоравливаются в лагерях, где рас­крывают свои таланты и способности. Социальным педагогом проводится социально- педагогический патронаж на дому опекунских семей с целью обследования взаимо­отношений опекунов и ребёнка, комфортно ли ребёнку в данной семье.
Защита прав и интересов учащихся в различных инстанциях (педсовет, совет профилактики, комиссии по делам несовершеннолетних, суд):
В школе проводятся заседания совета профилактики и заседания наркологиче­ского поста. Совместно с родителями учащиеся приглашаются на заседания. Причи­ны могут быть разнообразны: нарушение дисциплины, пропуски уроков, курение на территории школы и т.д. По окончании заседаний разрабатываются рекомендации для родителей, классных руководителей, узких специалистов по работе с ребёнком. Проводятся заседания комиссии по делам несовершеннолетних. Приглашаются роди­тели с учащимися и представитель школы. Причины различны: появление в общест­венных местах в нетрезвом состоянии, бродяжничество, и т.д. Решение: постановка на учёт в отдел по делам несовершеннолетних, консультация в подростковом нарко­логическом кабинете, штраф либо предупреждение.
Содействие повышению педагогической культуры педагогов и родителей:
Проводятся родительские собрания, совещания с приглашением узких специали­стов, инспекторов ГИБДД по профилактике и предупреждению детского - дорожно- транспортного травматизма, инспектора отдела по делам несовершеннолетних.
Организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, ока­завшихся в трудной жизненной ситуации:
Данную категорию лиц составляют учащиеся, находящиеся под опекой и дети- инвалиды. Ежегодно дети, находящиеся под опекой оздоравливаются в летних лаге­рях. Дети-инвалиды посещают реабилитационные центры, там с ними проводят оздоравливающие процедуры, дети-инвалиды оздоравливаются в санаториях по путёвкам, выделяемые с райсобесов по месту жительства ребёнка. Совместно с классными ру­ководителями проводится социально-педагогический патронаж на дому. Проводятся консультации с родителями.
Консультирование педагогов, классных руководителей по социально- педагоги­ческим проблемам:
Ежедневно проводятся консультации с классными руководителями по пробле­мам в классе, совместные беседы с родителями, где решаются пути эффективного преодоления проблем по воспитанию.
Выявление и предупреждение фактов асоциального поведения учащихся, орга­низация профилактической работы, пропаганда здорового образа жизни.
На данном этапе проводятся классные часы: профилактика вредных привычек, по правовой тематике, где учащиеся ознакамливаются с последствиями употребления табакокурения и спиртных напитков (по необходимости рекомендуется посещение психолога), по правовой тематике учащиеся ознакамливаются с основными статьями УК РФ и АК РФ. Еженедельно школу посещает специалист социально- профилакти­ческого центра, которая проводит с учащимися беседы, консультации. 1 раз в чет­верть приглашается инспектор ГИБДД по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма.
Выявление неблагополучия в семье и учащихся, нуждающиеся в помощи и под­держке. Оказание социально-педагогической помощи учащимся и родителям из дан­ных семей:
Как правило неблагополучные семьи - эта та, в которой ребёнок пропускает школу, родители не поддерживают связь со школой и задачей социально- психологи­ческой службы является: помочь учащимся обучиться, родителям в организации вос­питания и обучения ребёнка.
Изучение и развитие профессиональных интересов и склонностей учащихся:
Учащиеся выпускных классов посещают реабилитационный центр профориента­ции, где первым шагом является: психолог реабилитационного центра консультирует ребёнка, определяет наиболее оптимальный род деятельности без ущерба для здоровья ребёнка, далее направляет учащихся в мастерские, где учащиеся развивают практиче­ские знания. По окончании занятий (6 занятий) психолог даёт рекомендации учащимся с целью определения дальнейшего маршрута обучения по окончанию школы.
Совместно с классными руководителями проводятся классные часы по профори­ентации, экскурсии, день открытых дверей в учебные заведения, где учащиеся выпу­скных классов ознакамливаются с профессиями, которым готовит училище. По итогу посещения учащиеся выбирают для себя дальнейший маршрут обучения.
Делая вывод, можно сказать, вся совместная деятельность социального педагога, родителей и педагогического коллектива позволяет ребёнку с нарушениями интеллекту­ального развития успешно адаптироваться в общество без ущерба для его здоровья.

Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Выдающийся русский просветитель 18 века Н.И.Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами» у детей есть основное средство не только для получения зна­ний об этих вещах, но и для всего их умственного развития. Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движе­ний рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если движения пальцев рук соответствуют возрасту, речевое развитие находится в пределах нормы, если движения пальцев рук плохо развиты, задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нор­мы. Как вы думаете, почему речедвигательные игры стали популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился? Да потому что с детьми все меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что со­временные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффек­тивно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь на липучках вме­сто шнурков и пуговиц. Это пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вы­резания. Это бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта. Кроме того, у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно - двига­тельная память. Она включается в работу, когда мы что - то трогаем, на что-то пока­зываем или каким - то образом действуем. Итак, если будут развиваться пальцы рук, будут развиваться речь и мышление ребенка.
В нашем МБДОУ при использовании речедвигательных упражнений мы опира­емся на следующие принципы: опережающего подхода, заключающийся в раннем выявлении детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии и разработки необходимого коррекционного обучения; развивающего обучения, озна­чающий, что обучение должно вести за собой развитие ребенка; систематичности, предусматривающий планомерность, непрерывность и регулярность коррекционного процесса; полифункционального подхода, предполагающий одновременное решение нескольких коррекционных задач на одном занятии при использовании кинезиологи-ческих упражнений; постепенного усложнения материала, предусматривающий по­степенный переход от более простых заданий к более сложным по мере овладения и закрепления формирующих навыков; наглядности, означающий тесную взаимосвязь всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей; доступности, учитывающий возрастные и физиологиче­ские особенности детей и характер речевых нарушений; сознательности и активности детей, заключающийся в том, что педагог должен использовать в работе приемы ак­тивизации познавательных способностей детей.
Основные направления нашей работы при использовании речедвигательных уп­ражнений: формирование основы артикуляционных движений; развитие сенсорных и моторных функций; мимической мускулатуры; интеллектуальных функций (мышле­ния, памяти, воображения, восприятия, ориентировки в пространстве); эмоционально волевой сферы и игровой деятельности.
Все специалисты нашего МБДОУ работают в рамках одной лексической темы. Такой тематический подход является основой перспективного и календарного плани­рования. Это обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успеш­ному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в комму­никативных целях, оно вполне согласуется с решением как общих задач всесторонне­го развития детей, так и специальных коррекционных. В результате концентрирован­ного изучения одной темы на занятиях всех специалистов дети прочно усваивают ре­чевой материал и активно пользуются им в дальнейшем. Языковые средства отбира­ются с учётом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психиче­ских возможностей детей. При этом принимаются во внимание зоны актуального и ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие. Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Применяя комплекс специальных кинезиологических упражнений, мы развиваем межполушарное взаимо­действие, а значит создаем предпосылки для становления многих психических про­цессов, в т. ч. мышления и речи. Под влиянием кинезиологичееких тренировок в ор­ганизме происходят положительные структурные изменения, происходит стимуляция интеллектуального развития. Большинству детей с ЗПР свойственны нарушения рав­новесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально­волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, нелов­кость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие этого, возникновение ре­чевых нарушений от несформированного произношения до невозможности составле­ния грамматически оформленного речевого высказывания. Следовательно, разви­вающую и коррекционную работу мы выстраиваем в направлении от формирования более ранних в онтогенезе базовых психических функций к более сложным, каким и является, в частности, речь. Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодо­леть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения. Регуляр­ное проведение таких упражнений позволили выработать правильное речевое дыха­ние и кровообращение, что способствует улучшению общего самочувствия, концен­трации внимания, а также:- стабилизировать общий тонус организма;- развивать об­щую, мелкую и артикуляционную моторику;- улучшить фонематический слух;- фор­мировать умение изменять модуляцию голоса;- улучшить ритмико-интонационную сторону речи;- повысить речевую активность;- оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.
Цель нашей работы - помощь детям с нарушениями речи, которую можно ока­зать в условиях нашего детского сада В своей коррекционной работе мы используем здоровьесберегающие технологии. Например, кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих пси­хических процессов. Под влиянием кинезиологичееких тренировок в организме про­исходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна на­грузка, тем значительнее эти изменения. Такие упражнения позволяют выявить скры­тые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга Кинезиоло-гия - как метод коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития путем использования речедвигательных упражне­ний «Расскажи стихи руками». Кинезиология рассматривает мозг человека как ком­пьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в ор­ганизме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связан­ную с регуляцией функций человеческого организма. Самый благоприятный период для интеллектуального развития - это возраст до 10 лет, когда кора больших полуша­рий еще окончательно не сформирована. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Под влиянием кинезиоло-гических тренировок в организме происходят положительные структурные измене­ния. Чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Известно, что раз­витие интеллектуальных и мыслительных возможностей необходимо начинать с раз­вития движений тела и пальцев рук. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи, так как рука имеет самое боль­шое представительство в коре головного мозга Целью таких упражнений является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (син­хронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления). Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающий эффект для повышения умственной работоспособности и оп­тимизации интеллектуальных процессов. Особое место в нашей коррекционной рабо­те занимает формирование межполушарного взаимодействия. Это обусловлено тем, что связь двух полушарий мозга является очень важной, а при ее нарушении (или не- сформированности), оказывается недоступна или затруднена координация движений (например: ходьба, работа двумя руками). На более высоком уровне не формируются связи между вербатьными и невербальными функциями, страдает процесс анализа информации. Таким образом, использование метода кинезиологии применительно к детям с дисфункциональным развитием мозговых структур позволяет более эффек­тивно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии пси­хических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были им доступны. Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от мо­нотонности речи, норматизовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Согласно анализу проводимой диагностики и наблюдения за последние года пришли к выводу, что дети стали приходить в детский сад с за­держкой речевого развития, у них плохо развита мелкая моторика Также наблюда­лась мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Дети скованы, медлительны в выполнении движений.
Проведенная диагностика по развитию речи детей подготовительной группы на начало года такова: (связная речь) высокий - 0%, средний - 31,6%, низкий - 68,4%. Вывод: данные показывают, что у детей преобладают односложные слова, не развита связная речь, необходима серьезная работа Для решения этой проблемы поставили перед собой задачи: сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев и кистей рук с речевой деятельностью детей; систематически проводить работу по совершен­ствованию движений рук, выделив для нее оптимальное время; установить: влияет ли развитие мелкой и общей моторики на коррекцию звукопроизношения; повысить ин терес детей к речедвигательным упражнениям, превратив их в занимательную игру; подтвердить целесообразность проведения подобных занятий.
В конце года провели диагностику по развитию речи детей подготовительной группы. Результаты были такими: (связная речь) высокий - 25%, средний - 56,2%, низкий -18,8%.
Таким образом, на протяжении учебного года наблюдается положительная ди­намика развития связной речи детей подготовительной группы, благодаря влиянию мелкой и общей моторики. Проводимая работа дала положительные результаты.
Использование ритмических упражнений в координации с речью помогает соз­давать условия для успешного обучения каждого ребенка. Их коррекционная направ­ленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих рас­стройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций. Рит­мические упражнения, используемые не только на занятиях по развитию связной ре­чи, но и в других видах деятельности ребенка: на занятиях по звукопроизношению, на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Литература:
1.               Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без речевого сопровождения. Методи­ческое пособие. - М: ТЦ Сфера, 2006.
2.               Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика. - Каро, 2005.
3.               Бунеева. Бунеев. Денякина. Преддошкольное образование (образование детей дошко­льного возраста) - Баласс. 2010.
4.               Мухина.А. Речедвигательная ритмика. - ACT. 2008.
5.               Никитина A.B. Покажи стихи руками. Серия «Популярная литература» Издатель­ство КАР - 2009.
6.               Савина, ЛИ. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.
7.               Семенович A.B. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод заме­щающего онтогенеза.
8.               Сиротюк. А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.
9.               Трауготт, H.H. Как помочь детям, которые плохо говорят. - СПб: Смарт, 1994.

Комментариев нет:

Отправить комментарий