Антонов
С.А.,
ГОУ
Белорецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
Важнейшая черта существования человеческого общества заключается
в том, что люди в процессе трудовой деятельности производят орудия труда и
предметы, которые служат для удовлетворения их потребностей. Чтобы
подрастающее поколение могло включиться в создание материальных, ценностей,
накопленный веками трудовой опыт людей, постоянно совершенствуясь, передаётся
от одного поколения к другому. Способность к труду - главное качество человека
Многие виды труда существенно отличаются друг от друга по своему содержанию и
характеру выполняемых действий. Однако, несмотря на различия, все они имеют
общие черты, свойственные труду человека. Главная черта трудовой деятельности
людей - сознательность.
Трудовые действия человека подчиняются определённой
цели-будущему результату этих действий. Цель деятельности формируется в голове
работника до начала практических действий в виде сознательного представления.
Человек способен мысленно представить не только конечный результат своих
будущих действий, но и весь процесс достижения своей цели. При этом он
использует свой личный опыт, опыт других людей и опыт прошлых поколений.
Успешность выполняемой работы во многом зависит от
силы тех мотивов, которые побуждают человека к активному труду. Если учебный
труд осуществляется под влиянием слабо действующих мотивов, то учащиеся не проявляют
настойчивости в своих действиях и может свое начатое дело не доводить до конца.
Кроме этого, подготовка учащихся к труду в школе и в семье, привлечение их к
непосредственному участию в производстве, является одной из форм трудового
воспитания. Трудовое обучение содействует физическому развитию детского
организма Чередование практической работы в мастерских с теоретическими
занятиями в классе повышает трудоспособность учащихся. Один из разделов нашей
опытно-экспериментальной работы «Социально-трудовая адаптация учащихся
коррекционной школы» находится в русле современных поисков решения проблемы
трудовой подготовки учащихся. Выпускники коррекционной школы овладевшие
профессией в период школьного обучения, быстрее включаются в общественное
производсгво, что экономит затраты на его профессиональную подготовку.
Огромную роль в развитии профессиональных и личностных качеств учащихся
коррекционной школы играет производительный труд. Производительный труд способствует
знакомству с производственной организацией труда, усвоению некоторых
профессиональных знаний и совершенствованию трудовых навыков, приобретению
опыта ритмичной работы, формированию нравственных качеств, необходимых для
работы в коллективе.
Для производительного труда характерны требования к
качеству продукции и сроки выполнения работы. Это обстоятельство дисциплинирует
школьников, принимающих участие в производительном труде, приближает условия
работы к труду взрослых, что повышает в их глазах значимость собственного
труда.
Производительный труд способствует психической и
физической выносливости умственно отсталых школьников, воспитывает привычку
выполнять повторяющиеся трудовые операции в течение сравнительно
продолжительного времени. Опыт трудового обучения и экспериментальные
исследования показать, что выносливость и привычка к труду у умственно
отсталых школьников непосредственно не связаны с интеллектуальным дефектом.
Поэтому у педагога есть возможность сформировать этикачества у учеников на
высоком уровне.
Производительный труд в коррекционной школе
осуществляется на занятиях профессионально-трудового обучения по темам:
«Практическое повторение», во время производственной практики и во внеурочное
время. Каждая из этих организационных форм имеет свои особенности, но в их
содержании есть общие черты, заключающиеся в том, что учащиеся в течение
определенного промежутка времени выполняют один и тот- же повторяющийся
комплекс работы.
При организации производительного труда учитываются
свои реальные возможности и производственные условия. Для этого у нас имеются:
кабинет столярного де- па, распиловочный цех и сборочный цех. Учащиеся
переходят к более широкому освоению станочного (машинного) оборудования
мастерской. Начало обучения работе на
станках производственного типа, а также характер более сложных машинных
работ определяется в зависимости от индивидуальных способностей школьников.
В кабинете столярного дела учащиеся получают
необходимые теоретические знания по изготовлению какого либо изделия по
размерам, чертят его чертежи, планируют свой дальнейший технологический
процесс. При изготовлении мебели следующий этап в распиловочном цехе.
Производим раскрой заготовок из ламинированной древесно-стружечной плиты
(ЛДСП). В сборочном цехе производим шлифовку, проклеивание кромки кромкой и
окантовку кромок. Следующим этапом является разметка отверстий на заготовках и
последовательно сверление отверстий. Последний этап - сборка изделия. Эти
последовательные процессы повторяются несколько раз для окончательного
закрепления изучаемой темы. Однако при всех условиях производительный труд
учащихся старших классов должен соответствовать профилю их трудовой подготовки.
На данном этапе обучения особое внимание уделяется коррекции недостатков в
трудовой деятельности школьников. Не менее важная задача обучения в школьных
мастерских заключается в формировании профессиональных навыков. Овладение
навыками осуществляется постепенно, путем проведения специальных упражнений,
но главным образом при изготовлении общественно полезных изделий.
Существуют различия в содержании производительного
труда в младших и старших классах. Для младших классов объекты
производительного труда подбираются самые простые, доступные для выполнения
без особой подготовки.
В старших классах подбор объектов по профилям трудового
обучения дает возможность использовать приобретенные учащимися
профессиональные знания, умения и навыки, совершенствовать их.
Учителю, перед тем как остановить свой выбор объекта
труда для учащихся той или иной учебно-трудовой группы, необходимо убедиться,
что он соответствует их возможностям. При изготовлении изделий в ходе
проведения практического повторения производительного труда целесообразно шире
использовать различные приспособления и средства малой механизации.
Педагогический эффект использования производительного
труда в коррекционной школе может быть достигнут при соблюдении, прежде всего,
высокой степени мотивации деятельности учащихся. То есть еще при изучении
предыдущей темы сообщаю учащимся о том, что в ближайшее время им предстоит
выполнять ответственный заказ школы. Здесь же даются некоторые сведения о
характере и назначении заказа. Продолжая обучение учащихся по этой теме,
нахожу связующие элементы между изделием, которые они изготавливают в
настоящее время, и объектом труда по заказу, стараюсь внушить учащимся, что к
выполнению предстоящей работы необходимо научиться точнее выполнять трудовые
приемы, рациональнее организовать свое рабочее место и т. п.
К началу практической работы надо подготовить
станочное оборудование, инструменты и приспособления, познакомить учащихся с
высокопроизводительными приемами их использования.
Первое занятие посвящается ориентировке учащихся в
задании, чтобы сформировать у них образ эталона изделия и составить план
работы. Если подобное изделие учащиеся раньше изготовляли, то на ориентировку в
задании и составление плана затрачивается намного времени. В этом случае
целесообразно более подробно рассмотреть требования к качеству изделия и
обсудить с учащимися, как лучше организовать работу по выполнению заказа в
установленные сроки.
Вопрос о сроках выполнения трудового задания для
учащихся нашей школы особый, т.к. для большинства из них характерна плохая
ориентировка во времени. Сообщая даты начала и конца работы, информацию о
количестве изделий, которые предстоит изготовить, целесообразно использовать
наглядные пособия, например график учета готовой продукции.
Таким образом, в процессе производительного труда
решаются ряд учебно- воспитательных задач:
1.Развитие профессиональных навыков;
2. Приобретение опыта ритмичной работы;
3. Формирование нравственных качеств, необходимых для
работы в коллективе
Обучение
решению практических задач на уроках математики с целью социальной адаптации
умственно отсталых школьников
Нагимуллина
З.Ш., ГОУ Туймазинская специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными
возможностями здоровья
Одним
из показателей уровня развития общества государства является отношение к более
слабым его представителям. В разные периоды развития человеческого общества
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья было различным - от
непринятия до интеграции в общество.
На
сегодняшнем этапе развития нашего общества важнейшей задачей специального
образования является социальная адаптация и интеграция детей с ограниченными
возможностями здоровья в социум, их социализация в современном, быстро развивающемся
мире. Работать над решением этой задачи должен каждый педагог - ежедневно и
целенаправленно. В обучении математике необходимо обеспечивать
предметно-практическую направленность, связь с жизнью и профессиональной подготовкой,
формировать доступные количественные, временные, пространственные и
геометрические представления для дальнейшей трудовой деятельности учащихся.
Ьолыпинство тем математики позволяют успешно решать эти задачи. При изучении
тем «Дроби», «Проценты», «Меры времени, стоимости, длины, массы»,
«Площадь.Единицы площади», при работе с геометрическим материалом составляются
и решаются задачи, связанные с торговлей, семейным бюджетом, питанием,
приготовлением пищи, бытовыми услугами, работой учреждений, налогами,
событиями, с трудовым обучением (пошив, вязание, ремонтные работы). При
изучении темы «Проценты» в 9 классе проводится урок «Большая распродажа». В
ходе урока учащиеся учатся «покупать» товар со скидкой, определяя новую
сниженную цену. Если ученик успешно справился с заданием, то «покупает» товар -
забирает его (товар - канцелярские принадлежности, сувениры, молодежные
журналы). При изучении темы «Проценты» в ходе решения текстовых задач с
практической направленностью учащиеся научились:
определять
размер отчислений в пенсионный фонд от заработной платы;
определять
размер подоходного налога;
определять,
какую часть взятого в банке кредита придется заплатить за пользование
кредитом;
определять
содержание полезных веществ в продуктах, когда оно выражается в процентах.
Для
разъяснения смысла подоходного налога, отчислений в пенсионный фонд на уроке
дается экономическая справка.
Для
успешного усвоения математических знаний при составлении задач с практическим
содержанием необходимо опираться на жизненный опыт умственно отсталых
учащихся. С учетом этого разработан цикл задач «Родной край в задачах по математике».
Так, например, учащимся предлагается вопрос из области географии родного края.
Чтобы ответить на него, нужно решить пример и найти правильный ответ среди
предложенных вариантов. Ответу на вопрос соответствует ответ к примеру.
Вопрос:
Как называется самое большое озеро Республики Башкортостан?
Пример:
71 796 : 31
Ответ:
2216 2316 3226
Кандры-кульАслы-куль
Курман-куль
Учащимся
предлагаются устные задачи, которые учат определять время событий (начало,
длительность, конец) и знакомят с историческими моментами в развитии родного
города, края.
Вопросы:
1.
В 1989 году открыт новый Дворец детского и
юношеского творчества (Дом пионеров) на улице Чехова города Туймазы. Сколько
лет он работает?
2.
В 1977 году открыт памятник «Скорбящая мать». Сколько лет он существует?
3.
29 лет назад в городе Туймазы открылся спортивный комплекс «Олимпиец». В каком
году это произошло?
4.
38 лет назад открылся городской краеведческий музей (Шубенков Н. А.). В каком
году это произошло?
5. В 1971 году
открылась детская музыкальная школа на улице Мичурина. Сколько лет она
работает?
6. В 1972 году
открылась детская художественная школа. Сколько лет она существует?
7. 28 лет назад
открылся парк культуры и отдыха. В каком году он начал работать?
Решение задач практического содержания вызывает интерес и
формирует положительную мотивацию к изучению математики у всех учащихся. Таким
образом, на уроках математики реализуется важнейшая задача специального
образования - социальная адаптация умственно отсталых детей, подготовка их к
Взаимодействие школы и семьи,
воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Насырова Ф.Б.,
ГОУ Салаватская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа VIII вида
Наша школа является коррекционным
учреждением VIII вида и единственная в городе организует обучение и воспитание
детей с особыми образовательными потребностями.
Наша школа - это место, где имеются
все условия для того, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог
стать успешным и научился жить в современном обществе. Это и радость труда для
детей, и ощущение успеха в учебе, и встречи с прекрасным, интересным. Это
уютные классные помещения и специально оборудованные мастерские. Это и высококвалифицированные
педагогические кадры, деятельные, целеустремленные и влюбленные в свою работу.
Цель работы педагогического
коллектива - создание такой педагогической системы и такого коррекционного
пространства, которые позволили бы максимально реализовать образовательную,
воспитательную и коррекционно-развивающую функции образовательного учреждения.
Однако характерная для реальных
повседневных жизненных ситуаций обстановка нестабильности, тревоги усугубляет
наши проблемы. Очень часто к дефекту интеллекта, который имеют наши
воспитанники, присоединяются нарушения, вызванные неблагоприятными факторами
окружения, воздействующими на ребенка. Большинство детей воспитываются в
семьях, которые также имеют неблагоприятные социальные психолого-педагогические
условия (эмоционально-конфликтные отношения между членами семьи,
некомпетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей с
отклонениями в развитии, негативные черты их личности и т.д.).
Кроме этого, инвалидность ребенка для
его родителей является сильным психотравмирующим фактором. Общеизвестно, что в
семьях детей с ограниченными возможностями здоровья происходят качественные
изменения на трех уровнях: психологическом - в силу хронического стресса,
вызванного заболеванием ребенка, и постоянными различными по своей природе
психотравмирующими воздействиями; социальном - семья этой категории сужает
круг своих контактов, матери чаще всего оставляют работу; рождение ребенка
деформирует отношения между супругами, соматическом - переживаемый родителями
стресс, выражается в различных психосоматических заболеваниях. Все это
затрудняет социальную интеграцию ребенка, имеющего ограниченные возможности, в
среду его здоровых сверстников.
Таким образом, снижение роли семьи, в
ряде случаев объективная невозможность выполнения ею своих функций -
неоспоримый факт. На сегодняшний день семья не готова взять на себя всю
нагрузку по развитию и воспитанию детей с ограниченными возможностями
здоровья. Родители все больше надеются на дидактическую, воспитательную и
социокультурную роль образовательного учреждения. А иногда и просто
самоустраняются от воспитания.
Единственный выход из сложившейся
ситуации — организация систематической социокультурной и
психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении детей. Поэтому
педагогический коллектив школы постоянно ведет поиск новых форм и методов
организации сотрудничества с родителями. Мы установили, что детям удается
достичь гораздо лучших результатов, когда в учебно-воспитательном процессе родители
и педагоги становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.
Партнерство это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность
и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.
Созданная в школе система социальной и
психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в
развитии, решает задачи изучения воспитательных, возможностей семьи, повышения
воспитательного потенциала родителей, предупреждения их от наиболее
распространенных ошибок в воспитании и активного включения в организацию
учебно-воспитательного процесса. Определяющим направлением является комплексный
подход. Организация взаимодействия с родителями в школе строится на основе
Комплексной программы «Семья», которая разрабатывается на определенный период
времени и утверждается педагогическим советом.
Многолетний практический опыт работы
нашего образовательного учреждения показывает, что наиболее подходящими формами
организации работы с родителями являются консультативно-рекомендательная,
лекционно-просветительская (общешкольные и классные родительские собрания), а
также организация совместной деятельности (проведение совместных детских
праздников, утренников и КТД, субботников, осуществление профилактической
работы и работы по привлечению спонсоров).
Консультативно-рекомендательная работа осуществляется
через функционирование психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)
школы. Положительным результатом его работы считается то, что родители,
прислушиваясь к рекомендациям специалистов и почувствовав получение реальной
поддержки, возвращаются к нам еще и еще раз за помощью. Педагог-психолог школы
проводит диагностическую и коррекционно-развивающую работу с учащимися и их
родителями, выявляет нарушения в поведении детей и определяет причины
внутрисемейных конфликтов, оказывая помощь в виде тренингов и консультаций.
Также особое внимание уделяется знакомству родителей с нормативными
документами, социальными гарантиями и льготами детей-инвалидов и их семей.
Данную работу осуществляет социальный педагог школы. Учитель-логопед дает
рекомендации родителям по развитию и коррекции речи учащихся.
Лекционно-просветительская
работа представлена деятельностью родительского всеобуча. На общешкольных и
классных собраниях для родителей проводятся лекционные занятия, на которых они
получают необходимые теоретические знания по различным вопросам. При
необходимости и по желанию родителей возможно проведение лекций, на которые
приглашаются и другие специалисты (представители право-охранительных органов,
учреждений здравоохранения, общественных организаций на основе заключения
договоров о совместной деятельности).
Совместная
деятельность является наиболее подходящей и результативной формой организации
взаимодействия с семьей. В течение всего учебного года в школе проводятся
различные внеклассные мероприятия, к подготовке и проведению которых активно
привлекаются родители. В процессе совместной деятельности у них развивается
интерес ко всему, чем живут их дети в школе. Родители видят результат совместной
работы, радуются успехам своего ребенка.
Критериями достижения
выдвинутых целей и поставленных перед педколлективом задач по созданию системы
сотрудничества с семьей является повышение уровня заинтересованности родителей
жизнью детей в школе, регулярное участие их во вис- классных мероприятиях,
активизация деятельности родительского комитета. По результатам ежегодно
проводимого в школе анкетирования наблюдается стойкая положительная динамика
удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения, что
подтверждает высокий уровень организации взаимодействия школы с семьей. В
заключении следует отметить, что только совместная работа педагогов и родителей
в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы
развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.
трудовой деятельности, к самостоятельной жизни в социуме.
Значение социально-психологической службы в социальной адаптации ребёнка
ШарифуллинаJI.С.
ГОУ Уфимская
специальная (коррекционная)
общеобразовательная
школа-интернат №59 VIII вида
Социально-психологическая служба в
школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации,
педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур
с ними для оказания реальной квалифицированной,
всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службыосуществляется
социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального
подхода к ним, оказывается социально—психологическая помощь детям, родителям,
учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной
социально-психологической коррекции и реабилитации.
В ходе социально-психологической
работы с педагогами, учащимися и их семьями важно достичь понимания и принятия
друг друга. Для ребёнка реальны: семья, школа (коллектив формально
определённых сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который
он выбрал сам).
В социальном смысле среда обитания
ребёнка определена достаточно ясно: родитель — ребёнок-учитель. Объектом
работы социального педагога и психолога является
каждый учащийся школы и особое место занимает социально дезадаптированный
ребёнок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктивные
контакты со взрослыми, контакты-адекватные и взаимные. Поэтому в работе с
детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов ипроблем, только тогда можно говорить о
результативной деятельности.
Принципами работы службы являются
следующие критерии: доступность, своевременность, индивидуализация,
комплексность, эффективность, преемственность, многофункциональность,
интеграция, оперативность, репрезентативность, адаптация.
Основные направления деятельности
социального педагога
Изучение бытовых отношений в семье:
На этом этапе социальным педагогом
проводится социально-педагогический патронаж вновь прибывших учащихся:
обследование жилищно-бытовых условий, взаимоотношения в семье, имеется ли
уголок для занятий у ребёнка, в каких условиях проживает ребёнок. Два раза в
год проводится обследование жилищно-бытовых условий учащихся, стоящие на учёте
как в школе, так и в ОДН, проводятся индивидуальные беседы с родителями с
целью оказания помощи в воспитании их детей для. Совместная работа родителей и
педагогов позволяет наиболее эффективно и быстро решить проблемы воспитания.
Определение центров
социально-культурного развлечения для развития детей: Учащиеся нашей школы
посещают кружки как в школе так и вне её. Работают руководители таких кружков
как: бумажная пластика (развитие мелкой моторики, творческого воображения и т.
д.), кружок пауэрлифтинга (физическая подготовленность учащихся),
авиамодельный кружок, туристический кружок, хореографический кружок, вокальный
кружок. Посещая кружки, учащиеся становятся более коммуникабельными,
раскрепощёнными, развивается творческое воображение. Дети-инвалиды посещает
реабилитационный центр иппотерапии. Иппотерапия часто применяется при лечении
детей-инвалидов в качестве многофункционального метода реабилитации, т.е.
иппотерапия используется не только в качестве одной из разновидностей лечебной
физкультуры, но и как метод психологической коррекции. Механизм физической
реабилитации при иппотерапии, в принципе, тот же, что и при других методах ЛФК,
но есть один существенный нюанс. При верховой езде в работу включаются
практически все группы мышц, причем происходит это на рефлекторном уровне - ребенок
старается сохранить равновесие на спине лошади и при этом в работу включаются
не только здоровые, но и пораженные мышцы. Фактически происходит напряжение
мышц без влияния коры головного мозга, т.е. без волевого усилия. Сделать это в
условиях обычных занятий очень трудно, т.к. ребенок очень часто просто не
знает, как можно напрягать определенные группы мышц, поскольку заболевание у
него возникло еще во внутриутробном периоде или во время родов и опыта
движения в этих группах мышц у него нет. Помимо воздействия на мышечную
систему, иппотерапия также благотворно влияет на функции вегетативной нервной
системы.
Кроме биомеханического фактора при
иппотерапии не менее важен, а в некоторых случаях и является основным
психогенный фактор, что особенно важно при лечении детей с церебральным
параличом, невротическими реакциями, аутизмом, нарушениями психического развития.
Верховая езда требует концентрации внимания, целенаправленных движений при
управлении лошадью (что особенно полезно при гиперкинетической форме ДЦП),
способности ориентироваться при изменении ситуации, осознания своих собственных
действий. Кроме этого, лошадь - очень сообразительное животное (иногда даже
искренне веришь, что она обладает интеллектом) и требует к себе внимательного
отношения, что побуждает ребенка адаптироваться к реальности. Немаловажным
достоинством иппотерапии является очень высокая степень мотивации к занятиям с
лошадьми. Ребенка порой довольно трудно уговорить, а еще труднее заставить
заниматься ЛФК с инструктором, а тем более самостоятельно. Совершенно другое
отношение у детишек к катанию на лошади и выполнению различных упражнений.
Ребенок стремится почувствовать себя настоящим всадником, выполняя все более
сложные упражнения и незаметно для себя приобретает уверенность, преодолевает
свой страх. Эмоциональная составляющая при занятиях с лошадьми также имеет
немаловажное значение. Кто хоть раз в жизни сидел на спине этого умного и
благородного животного, запоминает это надолго, что уж тут говорить о детях?
При первой попытке сесть на спину лошади даже взрослый человек испытывает
чувство страха и неуверенности в своих силах. У ребенка эти чувства еще более
выражены и даже после удачной первой попытки катании на лошади (разумеется, при
помощи инструкторов или страхующих) значительно повышается его самооценка и
уверенность в собственных силах. Помимо физической и психологической реабилитации
иппотерапия очень эффективна в плане социальной реабилитации ребенка. Более
эффективному процессу интеграции в общество способствуют улучшение физического,
психологического и психоэмоционального состояния ребенка, проще говоря -
ребенок в большей или меньшей преодолевает болезнь и ощущает меньшую разницу
между собой и другими детьми. Во время занятий ребенок общается с тренерами
лошадей, инструкторами, конюхами, другими детьми и это заметно улучшает его
коммуникативные способности. При уходе за животными ребенок приобретает
определенные трудовые навыки. Если уход за лошадьми и не станет его профессией
в будущем, то, во всяком случае, привьет способность к самостоятельной работе.
Социальный фактор иппотерапии имеетбольшое значение не только для детей-инвалидов,
но и для других членов общества - занятия конным спортом значительно повышают
авторитет ребенка среди его сверстников и укрепляет их в мысли, что, занимаясь
таким сложным видом спорта, ребенок с особыми физическими или психическими
особенностями не только не очень уж сильно от них отличается, но в чем-то даже
превосходит их.
Выявление и поддержка учащихся,
находящихся под опекой:
Ежегодно дети, находящиеся под опекой
оздоравливаются в лагерях, где раскрывают свои таланты и способности. Социальным
педагогом проводится социально- педагогический патронаж на дому опекунских
семей с целью обследования взаимоотношений опекунов и ребёнка, комфортно ли
ребёнку в данной семье.
Защита прав и интересов учащихся в
различных инстанциях (педсовет, совет профилактики, комиссии по делам
несовершеннолетних, суд):
В школе проводятся заседания совета
профилактики и заседания наркологического поста. Совместно с родителями
учащиеся приглашаются на заседания. Причины могут быть разнообразны: нарушение
дисциплины, пропуски уроков, курение на территории школы и т.д. По окончании
заседаний разрабатываются рекомендации для родителей, классных руководителей,
узких специалистов по работе с ребёнком. Проводятся заседания комиссии по делам
несовершеннолетних. Приглашаются родители с учащимися и представитель школы.
Причины различны: появление в общественных местах в нетрезвом состоянии,
бродяжничество, и т.д. Решение: постановка на учёт в отдел по делам
несовершеннолетних, консультация в подростковом наркологическом кабинете,
штраф либо предупреждение.
Содействие повышению педагогической культуры
педагогов и родителей:
Проводятся родительские собрания,
совещания с приглашением узких специалистов, инспекторов ГИБДД по профилактике
и предупреждению детского - дорожно- транспортного травматизма, инспектора
отдела по делам несовершеннолетних.
Организация и проведение
индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации:
Данную категорию лиц составляют
учащиеся, находящиеся под опекой и дети- инвалиды. Ежегодно дети, находящиеся
под опекой оздоравливаются в летних лагерях. Дети-инвалиды посещают
реабилитационные центры, там с ними проводят оздоравливающие процедуры,
дети-инвалиды оздоравливаются в санаториях по путёвкам, выделяемые с райсобесов
по месту жительства ребёнка. Совместно с классными руководителями проводится
социально-педагогический патронаж на дому. Проводятся консультации с
родителями.
Консультирование педагогов, классных
руководителей по социально- педагогическим проблемам:
Ежедневно проводятся консультации с
классными руководителями по проблемам в классе, совместные беседы с
родителями, где решаются пути эффективного преодоления проблем по воспитанию.
Выявление и предупреждение фактов
асоциального поведения учащихся, организация профилактической работы, пропаганда
здорового образа жизни.
На данном этапе проводятся классные
часы: профилактика вредных привычек, по правовой тематике, где учащиеся
ознакамливаются с последствиями употребления табакокурения и спиртных напитков
(по необходимости рекомендуется посещение психолога), по правовой тематике
учащиеся ознакамливаются с основными статьями УК РФ и АК РФ. Еженедельно школу
посещает специалист социально- профилактического центра, которая проводит с
учащимися беседы, консультации. 1 раз в четверть приглашается инспектор ГИБДД
по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма.
Выявление неблагополучия в семье и
учащихся, нуждающиеся в помощи и поддержке. Оказание социально-педагогической
помощи учащимся и родителям из данных семей:
Как правило неблагополучные семьи -
эта та, в которой ребёнок пропускает школу, родители не поддерживают связь со
школой и задачей социально- психологической службы является: помочь учащимся
обучиться, родителям в организации воспитания и обучения ребёнка.
Изучение и развитие профессиональных
интересов и склонностей учащихся:
Учащиеся выпускных классов посещают
реабилитационный центр профориентации, где первым шагом является: психолог
реабилитационного центра консультирует ребёнка, определяет наиболее оптимальный
род деятельности без ущерба для здоровья ребёнка, далее направляет учащихся в
мастерские, где учащиеся развивают практические знания. По окончании занятий
(6 занятий) психолог даёт рекомендации учащимся с целью определения дальнейшего
маршрута обучения по окончанию школы.
Совместно с классными руководителями
проводятся классные часы по профориентации, экскурсии, день открытых дверей в
учебные заведения, где учащиеся выпускных классов ознакамливаются с
профессиями, которым готовит училище. По итогу посещения учащиеся выбирают для
себя дальнейший маршрут обучения.
Делая вывод, можно сказать, вся
совместная деятельность социального педагога, родителей и педагогического
коллектива позволяет ребёнку с нарушениями интеллектуального развития успешно
адаптироваться в общество без ущерба для его здоровья.
Комментариев нет:
Отправить комментарий