четверг, 18 сентября 2014 г.

Сочетание профессионально трудовогообучения с производительным трудом в коррекционной школе VIII вида



Антонов С.А.,
ГОУ Белорецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
Важнейшая черта существования человеческого общества заключается в том, что люди в процессе трудовой деятельности производят орудия труда и предметы, ко­торые служат для удовлетворения их потребностей. Чтобы подрастающее поколение могло включиться в создание материальных, ценностей, накопленный веками трудо­вой опыт людей, постоянно совершенствуясь, передаётся от одного поколения к дру­гому. Способность к труду - главное качество человека Многие виды труда сущест­венно отличаются друг от друга по своему содержанию и характеру выполняемых действий. Однако, несмотря на различия, все они имеют общие черты, свойственные труду человека. Главная черта трудовой деятельности людей - сознательность.
Трудовые действия человека подчиняются определённой цели-будущему ре­зультату этих действий. Цель деятельности формируется в голове работника до нача­ла практических действий в виде сознательного представления. Человек способен мысленно представить не только конечный результат своих будущих действий, но и весь процесс достижения своей цели. При этом он использует свой личный опыт, опыт других людей и опыт прошлых поколений.
Успешность выполняемой работы во многом зависит от силы тех мотивов, кото­рые побуждают человека к активному труду. Если учебный труд осуществляется под влиянием слабо действующих мотивов, то учащиеся не проявляют настойчивости в своих действиях и может свое начатое дело не доводить до конца. Кроме этого, под­готовка учащихся к труду в школе и в семье, привлечение их к непосредственному участию в производстве, является одной из форм трудового воспитания. Трудовое обучение содействует физическому развитию детского организма Чередование прак­тической работы в мастерских с теоретическими занятиями в классе повышает трудо­способность учащихся. Один из разделов нашей опытно-экспериментальной работы «Социально-трудовая адаптация учащихся коррекционной школы» находится в русле современных поисков решения проблемы трудовой подготовки учащихся. Выпускни­ки коррекционной школы овладевшие профессией в период школьного обучения, бы­стрее включаются в общественное производсгво, что экономит затраты на его про­фессиональную подготовку. Огромную роль в развитии профессиональных и личностных качеств учащихся коррекционной школы играет производительный труд. Производительный труд спо­собствует знакомству с производственной организацией труда, усвоению некоторых профессиональных знаний и совершенствованию трудовых навыков, приобретению опыта ритмичной работы, формированию нравственных качеств, необходимых для работы в коллективе.

Для производительного труда характерны требования к качеству продукции и сроки выполнения работы. Это обстоятельство дисциплинирует школьников, прини­мающих участие в производительном труде, приближает условия работы к труду взрослых, что повышает в их глазах значимость собственного труда.
Производительный труд способствует психической и физической выносливости умственно отсталых школьников, воспитывает привычку выполнять повторяющиеся трудовые операции в течение сравнительно продолжительного времени. Опыт трудо­вого обучения и экспериментальные исследования показать, что выносливость и при­вычка к труду у умственно отсталых школьников непосредственно не связаны с ин­теллектуальным дефектом. Поэтому у педагога есть возможность сформировать этикачества у учеников на высоком уровне.
Производительный труд в коррекционной школе осуществляется на занятиях профессионально-трудового обучения по темам: «Практическое повторение», во вре­мя производственной практики и во внеурочное время. Каждая из этих организацион­ных форм имеет свои особенности, но в их содержании есть общие черты, заклю­чающиеся в том, что учащиеся в течение определенного промежутка времени выпол­няют один и тот- же повторяющийся комплекс работы.
При организации производительного труда учитываются свои реальные возмож­ности и производственные условия. Для этого у нас имеются: кабинет столярного де- па, распиловочный цех и сборочный цех. Учащиеся переходят к более широкому ос­воению станочного (машинного) оборудования мастерской. Начало обучения работе на  станках производственного типа, а также характер более сложных машинных работ определяется в зависимости от индивидуальных способностей школьников.
В кабинете столярного дела учащиеся получают необходимые теоретические знания по изготовлению какого либо изделия по размерам, чертят его чертежи, пла­нируют свой дальнейший технологический процесс. При изготовлении мебели сле­дующий этап в распиловочном цехе. Производим раскрой заготовок из ламинирован­ной древесно-стружечной плиты (ЛДСП). В сборочном цехе производим шлифовку, проклеивание кромки кромкой и окантовку кромок. Следующим этапом является разметка отверстий на заготовках и последовательно сверление отверстий. Последний этап - сборка изделия. Эти последовательные процессы повторяются несколько раз для окончательного закрепления изучаемой темы. Однако при всех условиях производительный труд учащихся старших классов должен соответствовать профилю их трудовой подготовки. На данном этапе обучения особое внимание уделяется коррек­ции недостатков в трудовой деятельности школьников. Не менее важная задача обу­чения в школьных мастерских заключается в формировании профессиональных на­выков. Овладение навыками осуществляется постепенно, путем проведения специ­альных упражнений, но главным образом при изготовлении общественно полезных изделий.
Существуют различия в содержании производительного труда в младших и старших классах. Для младших классов объекты производительного труда подбира­ются самые простые, доступные для выполнения без особой подготовки.
В старших классах подбор объектов по профилям трудового обучения дает воз­можность использовать приобретенные учащимися профессиональные знания, уме­ния и навыки, совершенствовать их.
Учителю, перед тем как остановить свой выбор объекта труда для учащихся той или иной учебно-трудовой группы, необходимо убедиться, что он соответствует их возможностям. При изготовлении изделий в ходе проведения практического повторе­ния производительного труда целесообразно шире использовать различные приспо­собления и средства малой механизации.
Педагогический эффект использования производительного труда в коррекцион­ной школе может быть достигнут при соблюдении, прежде всего, высокой степени мотивации деятельности учащихся. То есть еще при изучении предыдущей темы со­общаю учащимся о том, что в ближайшее время им предстоит выполнять ответствен­ный заказ школы. Здесь же даются некоторые сведения о характере и назначении за­каза. Продолжая обучение учащихся по этой теме, нахожу связующие элементы меж­ду изделием, которые они изготавливают в настоящее время, и объектом труда по за­казу, стараюсь внушить учащимся, что к выполнению предстоящей работы необхо­димо научиться точнее выполнять трудовые приемы, рациональнее организовать свое рабочее место и т. п.
К началу практической работы надо подготовить станочное оборудование, инст­рументы и приспособления, познакомить учащихся с высокопроизводительными приемами их использования.
Первое занятие посвящается ориентировке учащихся в задании, чтобы сформи­ровать у них образ эталона изделия и составить план работы. Если подобное изделие учащиеся раньше изготовляли, то на ориентировку в задании и составление плана за­трачивается намного времени. В этом случае целесообразно более подробно рассмот­реть требования к качеству изделия и обсудить с учащимися, как лучше организовать работу по выполнению заказа в установленные сроки.
Вопрос о сроках выполнения трудового задания для учащихся нашей школы особый, т.к. для большинства из них характерна плохая ориентировка во времени. Сообщая даты начала и конца работы, информацию о количестве изделий, которые предстоит изготовить, целесообразно использовать наглядные пособия, например график учета готовой продукции.
Таким образом, в процессе производительного труда решаются ряд учебно- воспитательных задач:
1.Развитие профессиональных навыков;
2. Приобретение опыта ритмичной работы;
3. Формирование нравственных качеств, необходимых для работы в коллективе


Обучение решению практических задач на уроках математики с целью социальной адаптации умственно отсталых школьников
Нагимуллина З.Ш., ГОУ Туймазинская специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

Одним из показателей уровня развития общества государства является отноше­ние к более слабым его представителям. В разные периоды развития человеческого общества отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья было раз­личным - от непринятия до интеграции в общество.
На сегодняшнем этапе развития нашего общества важнейшей задачей специаль­ного образования является социальная адаптация и интеграция детей с ограниченны­ми возможностями здоровья в социум, их социализация в современном, быстро раз­вивающемся мире. Работать над решением этой задачи должен каждый педагог - ежедневно и целенаправленно. В обучении математике необходимо обеспечивать предметно-практическую направленность, связь с жизнью и профессиональной под­готовкой, формировать доступные количественные, временные, пространственные и геометрические представления для дальнейшей трудовой деятельности учащихся. Ьолыпинство тем математики позволяют успешно решать эти задачи. При изучении тем «Дроби», «Проценты», «Меры времени, стоимости, длины, массы», «Площадь.Единицы площади», при работе с геометрическим материалом составляются и реша­ются задачи, связанные с торговлей, семейным бюджетом, питанием, приготовлением пищи, бытовыми услугами, работой учреждений, налогами, событиями, с трудовым обучением (пошив, вязание, ремонтные работы). При изучении темы «Проценты» в 9 классе проводится урок «Большая распродажа». В ходе урока учащиеся учатся «по­купать» товар со скидкой, определяя новую сниженную цену. Если ученик успешно справился с заданием, то «покупает» товар - забирает его (товар - канцелярские при­надлежности, сувениры, молодежные журналы). При изучении темы «Проценты» в ходе решения текстовых задач с практической направленностью учащиеся научились:
определять размер отчислений в пенсионный фонд от заработной платы;
определять размер подоходного налога;
определять, какую часть взятого в банке кредита придется заплатить за пользо­вание кредитом;
определять содержание полезных веществ в продуктах, когда оно выражается в процентах.
Для разъяснения смысла подоходного налога, отчислений в пенсионный фонд на уроке дается экономическая справка.
Для успешного усвоения математических знаний при составлении задач с прак­тическим содержанием необходимо опираться на жизненный опыт умственно отста­лых учащихся. С учетом этого разработан цикл задач «Родной край в задачах по ма­тематике». Так, например, учащимся предлагается вопрос из области географии род­ного края. Чтобы ответить на него, нужно решить пример и найти правильный ответ среди предложенных вариантов. Ответу на вопрос соответствует ответ к примеру.
Вопрос: Как называется самое большое озеро Республики Башкортостан?
Пример: 71 796 : 31
Ответ: 2216 2316 3226
Кандры-кульАслы-куль Курман-куль
Учащимся предлагаются устные задачи, которые учат определять время событий (начало, длительность, конец) и знакомят с историческими моментами в развитии родного города, края.
Вопросы:
1. В 1989 году открыт новый Дворец детского и юношеского творчества (Дом пионеров) на улице Чехова города Туймазы. Сколько лет он работает?
2. В 1977 году открыт памятник «Скорбящая мать». Сколько лет он существует?
3. 29 лет назад в городе Туймазы открылся спортивный комплекс «Олимпиец». В каком году это произошло?
4. 38 лет назад открылся городской краеведческий музей (Шубенков Н. А.). В каком году это произошло?
5. В 1971 году открылась детская музыкальная школа на улице Мичурина. Сколько лет она работает?
6. В 1972 году открылась детская художественная школа. Сколько лет она суще­ствует?
7. 28 лет назад открылся парк культуры и отдыха. В каком году он начал рабо­тать?
Решение задач практического содержания вызывает интерес и формирует поло­жительную мотивацию к изучению математики у всех учащихся. Таким образом, на уроках математики реализуется важнейшая задача специального образования - соци­альная адаптация умственно отсталых детей, подготовка их к


Взаимодействие школы и семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Насырова Ф.Б.,
ГОУ Салаватская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа VIII вида
Наша школа является коррекционным учреждением VIII вида и единственная в городе организует обучение и воспитание детей с особыми образовательными по­требностями.
Наша школа - это место, где имеются все условия для того, чтобы ребенок с ог­раниченными возможностями здоровья мог стать успешным и научился жить в со­временном обществе. Это и радость труда для детей, и ощущение успеха в учебе, и встречи с прекрасным, интересным. Это уютные классные помещения и специально оборудованные мастерские. Это и высококвалифицированные педагогические кадры, деятельные, целеустремленные и влюбленные в свою работу.
Цель работы педагогического коллектива - создание такой педагогической сис­темы и такого коррекционного пространства, которые позволили бы максимально реализовать образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую функ­ции образовательного учреждения.
Однако характерная для реальных повседневных жизненных ситуаций обстанов­ка нестабильности, тревоги усугубляет наши проблемы. Очень часто к дефекту ин­теллекта, который имеют наши воспитанники, присоединяются нарушения, вызван­ные неблагоприятными факторами окружения, воздействующими на ребенка. Боль­шинство детей воспитываются в семьях, которые также имеют неблагоприятные со­циальные психолого-педагогические условия (эмоционально-конфликтные отноше­ния между членами семьи, некомпетентность родителей в вопросах обучения и вос­питания детей с отклонениями в развитии, негативные черты их личности и т.д.).
Кроме этого, инвалидность ребенка для его родителей является сильным психо­травмирующим фактором. Общеизвестно, что в семьях детей с ограниченными воз­можностями здоровья происходят качественные изменения на трех уровнях: психоло­гическом - в силу хронического стресса, вызванного заболеванием ребенка, и посто­янными различными по своей природе психотравмирующими воздействиями; соци­альном - семья этой категории сужает круг своих контактов, матери чаще всего ос­тавляют работу; рождение ребенка деформирует отношения между супругами, сома­тическом - переживаемый родителями стресс, выражается в различных психосомати­ческих заболеваниях. Все это затрудняет социальную интеграцию ребенка, имеющего ограниченные возможности, в среду его здоровых сверстников.
Таким образом, снижение роли семьи, в ряде случаев объективная невозмож­ность выполнения ею своих функций - неоспоримый факт. На сегодняшний день се­мья не готова взять на себя всю нагрузку по развитию и воспитанию детей с ограни­ченными возможностями здоровья. Родители все больше надеются на дидактическую, воспитательную и социокультурную роль образовательного учреждения. А иногда и просто самоустраняются от воспитания.
Единственный выход из сложившейся ситуации — организация систематической социокультурной и психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обуче­нии детей. Поэтому педагогический коллектив школы постоянно ведет поиск новых форм и методов организации сотрудничества с родителями. Мы установили, что де­тям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в учебно-воспитательном процессе родители и педагоги становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи. Партнерство это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжела­тельность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.
Созданная в школе система социальной и психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, решает задачи изучения воспитательных, возможностей семьи, повышения воспитательного потенциала роди­телей, предупреждения их от наиболее распространенных ошибок в воспитании и ак­тивного включения в организацию учебно-воспитательного процесса. Определяющим направлением является комплексный подход. Организация взаимодействия с родите­лями в школе строится на основе Комплексной программы «Семья», которая разраба­тывается на определенный период времени и утверждается педагогическим советом.
Многолетний практический опыт работы нашего образовательного учреждения показывает, что наиболее подходящими формами организации работы с родителями являются консультативно-рекомендательная, лекционно-просветительская (общешко­льные и классные родительские собрания), а также организация совместной деятельно­сти (проведение совместных детских праздников, утренников и КТД, субботников, осуществление профилактической работы и работы по привлечению спонсоров).
Консультативно-рекомендательная работа осуществляется через функциониро­вание психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) школы. Положитель­ным результатом его работы считается то, что родители, прислушиваясь к рекомен­дациям специалистов и почувствовав получение реальной поддержки, возвращаются к нам еще и еще раз за помощью. Педагог-психолог школы проводит диагностиче­скую и коррекционно-развивающую работу с учащимися и их родителями, выявляет нарушения в поведении детей и определяет причины внутрисемейных конфликтов, оказывая помощь в виде тренингов и консультаций. Также особое внимание уделяет­ся знакомству родителей с нормативными документами, социальными гарантиями и льготами детей-инвалидов и их семей. Данную работу осуществляет социальный пе­дагог школы. Учитель-логопед дает рекомендации родителям по развитию и коррек­ции речи учащихся.
Лекционно-просветительская работа представлена деятельностью родительского всеобуча. На общешкольных и классных собраниях для родителей проводятся лекци­онные занятия, на которых они получают необходимые теоретические знания по раз­личным вопросам. При необходимости и по желанию родителей возможно проведе­ние лекций, на которые приглашаются и другие специалисты (представители право-охранительных органов, учреждений здравоохранения, общественных организаций на основе заключения договоров о совместной деятельности).
Совместная деятельность является наиболее подходящей и результативной формой организации взаимодействия с семьей. В течение всего учебного года в школе проводятся различные внеклассные мероприятия, к подготовке и проведению которых активно привлекаются родители. В процессе совместной деятельности у них раз­вивается интерес ко всему, чем живут их дети в школе. Родители видят результат совместной работы, радуются успехам своего ребенка.
Критериями достижения выдвинутых целей и поставленных перед педколлекти­вом задач по созданию системы сотрудничества с семьей является повышение уровня заинтересованности родителей жизнью детей в школе, регулярное участие их во вис- классных мероприятиях, активизация деятельности родительского комитета. По ре­зультатам ежегодно проводимого в школе анкетирования наблюдается стойкая положительная динамика удовлетворенности родителей работой образовательного учреж­дения, что подтверждает высокий уровень организации взаимодействия школы с семьей. В заключении следует отметить, что только совместная работа педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить про­блемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в бу­дущем.
трудовой деятельности, к самостоятельной жизни в социуме.

Значение социально-психологической службы в социальной адаптации ребёнка
ШарифуллинаJI.С.
ГОУ Уфимская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат №59 VIII вида
Социально-психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифи­цированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службыосуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально—психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.
В ходе социально-психологической работы с педагогами, учащимися и их семьями важно достичь понимания и принятия друг друга. Для ребёнка реальны: семья, школа (коллектив формально определённых сверстников), двор (неформальный кол­лектив сверстников, который он выбрал сам).
В социальном смысле среда обитания ребёнка определена достаточно ясно: ро­дитель — ребёнок-учитель. Объектом работы социального педагога и психолога яв­ляется каждый учащийся школы и особое место занимает социально дезадаптирован­ный ребёнок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктив­ные контакты со взрослыми, контакты-адекватные и взаимные. Поэтому в работе с детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов ипроблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности.
Принципами работы службы являются следующие критерии: доступность, свое­временность, индивидуализация, комплексность, эффективность, преемственность, многофункциональность, интеграция, оперативность, репрезентативность, адаптация.
Основные направления деятельности социального педагога
Изучение бытовых отношений в семье:
На этом этапе социальным педагогом проводится социально-педагогический па­тронаж вновь прибывших учащихся: обследование жилищно-бытовых условий, взаимоотношения в семье, имеется ли уголок для занятий у ребёнка, в каких условиях проживает ребёнок. Два раза в год проводится обследование жилищно-бытовых ус­ловий учащихся, стоящие на учёте как в школе, так и в ОДН, проводятся индивиду­альные беседы с родителями с целью оказания помощи в воспитании их детей для. Совместная работа родителей и педагогов позволяет наиболее эффективно и быстро решить проблемы воспитания.
Определение центров социально-культурного развлечения для развития детей: Учащиеся нашей школы посещают кружки как в школе так и вне её. Работают руководители таких кружков как: бумажная пластика (развитие мелкой моторики, творческого воображения и т. д.), кружок пауэрлифтинга (физическая подготовлен­ность учащихся), авиамодельный кружок, туристический кружок, хореографический кружок, вокальный кружок. Посещая кружки, учащиеся становятся более коммуника­бельными, раскрепощёнными, развивается творческое воображение. Дети-инвалиды посещает реабилитационный центр иппотерапии. Иппотерапия часто применяется при лечении детей-инвалидов в качестве многофункционального метода реабилитации, т.е. иппотерапия используется не только в качестве одной из разновидностей ле­чебной физкультуры, но и как метод психологической коррекции. Механизм физиче­ской реабилитации при иппотерапии, в принципе, тот же, что и при других методах ЛФК, но есть один существенный нюанс. При верховой езде в работу включаются практически все группы мышц, причем происходит это на рефлекторном уровне - ре­бенок старается сохранить равновесие на спине лошади и при этом в работу включа­ются не только здоровые, но и пораженные мышцы. Фактически происходит напря­жение мышц без влияния коры головного мозга, т.е. без волевого усилия. Сделать это в условиях обычных занятий очень трудно, т.к. ребенок очень часто просто не знает, как можно напрягать определенные группы мышц, поскольку заболевание у него воз­никло еще во внутриутробном периоде или во время родов и опыта движения в этих группах мышц у него нет. Помимо воздействия на мышечную систему, иппотерапия также благотворно влияет на функции вегетативной нервной системы.
Кроме биомеханического фактора при иппотерапии не менее важен, а в некоторых случаях и является основным психогенный фактор, что особенно важно при лечении детей с церебральным параличом, невротическими реакциями, аутизмом, нарушениями психического развития. Верховая езда требует концентрации внимания, целенаправленных движений при управлении лошадью (что особенно полезно при гиперкинетической форме ДЦП), способности ориентироваться при изменении ситуации, осознания своих собственных действий. Кроме этого, лошадь - очень сообразительное животное (иногда даже искренне веришь, что она обладает интеллектом) и требует к себе внимательного отношения, что побуждает ребенка адаптироваться к реальности. Немаловажным достоинством иппотерапии является очень высокая степень мотивации к занятиям с лошадьми. Ребенка порой довольно трудно уговорить, а еще труднее заставить заниматься ЛФК с инструктором, а тем более самостоятельно. Совершенно другое отношение у детишек к катанию на лошади и выполнению различных упражнений. Ребенок стремится почувствовать себя настоящим всадником, выполняя все более сложные упражнения и незаметно для себя приобретает уверенность, преодолевает свой страх. Эмоциональная составляющая при занятиях с лошадьми также имеет немаловажное значение. Кто хоть раз в жизни сидел на спине этого умного и благородного животного, запоминает это надолго, что уж тут говорить о детях? При первой попытке сесть на спину лошади даже взрослый человек испытывает чувство страха и неуверенности в своих силах. У ребенка эти чувства еще более выражены и даже после удачной первой попытки катании на лошади (разумеется, при помощи инструкторов или страхующих) значительно повышается его самооценка и уверенность в собственных силах. Помимо физической и психологической реабилитации иппотерапия очень эффективна в плане социальной реабилитации ребенка. Более эффективному процессу интеграции в общество способствуют улучшение физического, психологического и психо­эмоционального состояния ребенка, проще говоря - ребенок в большей или меньшей преодолевает болезнь и ощущает меньшую разницу между собой и другими детьми. Во время занятий ребенок общается с тренерами лошадей, инструкторами, конюхами, другими детьми и это заметно улучшает его коммуникативные способности. При уходе за животными ребенок приобретает определенные трудовые навыки. Если уход за лошадьми и не станет его профессией в будущем, то, во всяком случае, привьет способность к самостоятельной работе. Социальный фактор иппотерапии имеетбольшое значение не только для детей-инвалидов, но и для других членов общества - занятия конным спортом значительно повышают авторитет ребенка среди его сверстников и укрепляет их в мысли, что, занимаясь таким сложным видом спорта, ребенок с особыми физическими или психическими особенностями не только не очень уж сильно от них отличается, но в чем-то даже превосходит их.
Выявление и поддержка учащихся, находящихся под опекой:
Ежегодно дети, находящиеся под опекой оздоравливаются в лагерях, где рас­крывают свои таланты и способности. Социальным педагогом проводится социально- педагогический патронаж на дому опекунских семей с целью обследования взаимо­отношений опекунов и ребёнка, комфортно ли ребёнку в данной семье.
Защита прав и интересов учащихся в различных инстанциях (педсовет, совет профилактики, комиссии по делам несовершеннолетних, суд):
В школе проводятся заседания совета профилактики и заседания наркологиче­ского поста. Совместно с родителями учащиеся приглашаются на заседания. Причи­ны могут быть разнообразны: нарушение дисциплины, пропуски уроков, курение на территории школы и т.д. По окончании заседаний разрабатываются рекомендации для родителей, классных руководителей, узких специалистов по работе с ребёнком. Проводятся заседания комиссии по делам несовершеннолетних. Приглашаются роди­тели с учащимися и представитель школы. Причины различны: появление в общест­венных местах в нетрезвом состоянии, бродяжничество, и т.д. Решение: постановка на учёт в отдел по делам несовершеннолетних, консультация в подростковом нарко­логическом кабинете, штраф либо предупреждение.
Содействие повышению педагогической культуры педагогов и родителей:
Проводятся родительские собрания, совещания с приглашением узких специали­стов, инспекторов ГИБДД по профилактике и предупреждению детского - дорожно- транспортного травматизма, инспектора отдела по делам несовершеннолетних.
Организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, ока­завшихся в трудной жизненной ситуации:
Данную категорию лиц составляют учащиеся, находящиеся под опекой и дети- инвалиды. Ежегодно дети, находящиеся под опекой оздоравливаются в летних лаге­рях. Дети-инвалиды посещают реабилитационные центры, там с ними проводят оздоравливающие процедуры, дети-инвалиды оздоравливаются в санаториях по путёвкам, выделяемые с райсобесов по месту жительства ребёнка. Совместно с классными ру­ководителями проводится социально-педагогический патронаж на дому. Проводятся консультации с родителями.
Консультирование педагогов, классных руководителей по социально- педагоги­ческим проблемам:
Ежедневно проводятся консультации с классными руководителями по пробле­мам в классе, совместные беседы с родителями, где решаются пути эффективного преодоления проблем по воспитанию.
Выявление и предупреждение фактов асоциального поведения учащихся, орга­низация профилактической работы, пропаганда здорового образа жизни.
На данном этапе проводятся классные часы: профилактика вредных привычек, по правовой тематике, где учащиеся ознакамливаются с последствиями употребления табакокурения и спиртных напитков (по необходимости рекомендуется посещение психолога), по правовой тематике учащиеся ознакамливаются с основными статьями УК РФ и АК РФ. Еженедельно школу посещает специалист социально- профилакти­ческого центра, которая проводит с учащимися беседы, консультации. 1 раз в чет­верть приглашается инспектор ГИБДД по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма.
Выявление неблагополучия в семье и учащихся, нуждающиеся в помощи и под­держке. Оказание социально-педагогической помощи учащимся и родителям из дан­ных семей:
Как правило неблагополучные семьи - эта та, в которой ребёнок пропускает школу, родители не поддерживают связь со школой и задачей социально- психологи­ческой службы является: помочь учащимся обучиться, родителям в организации вос­питания и обучения ребёнка.
Изучение и развитие профессиональных интересов и склонностей учащихся:
Учащиеся выпускных классов посещают реабилитационный центр профориента­ции, где первым шагом является: психолог реабилитационного центра консультирует ребёнка, определяет наиболее оптимальный род деятельности без ущерба для здоровья ребёнка, далее направляет учащихся в мастерские, где учащиеся развивают практиче­ские знания. По окончании занятий (6 занятий) психолог даёт рекомендации учащимся с целью определения дальнейшего маршрута обучения по окончанию школы.
Совместно с классными руководителями проводятся классные часы по профори­ентации, экскурсии, день открытых дверей в учебные заведения, где учащиеся выпу­скных классов ознакамливаются с профессиями, которым готовит училище. По итогу посещения учащиеся выбирают для себя дальнейший маршрут обучения.
Делая вывод, можно сказать, вся совместная деятельность социального педагога, родителей и педагогического коллектива позволяет ребёнку с нарушениями интеллекту­ального развития успешно адаптироваться в общество без ущерба для его здоровья.



Комментариев нет:

Отправить комментарий