Абуталипова Э.Н., Аглиуллина З.А., директор по УВР Уфимской специальной (коррекционной) школы-интерната № 63 VIII вида
Современные требования общества к развитию, личности детей,
имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полной реализации
идеи индивидуализации обучения.
В настоящее время в общей детской популяции имеется
значительное количество детей с особыми потребностями в обучении и воспитании.
Это те потребности, которые предполагают пристальное внимание к ребенку со
стороны окружающих его взрослых. Ребенку с ограниченными возможностями здоровья
требуется комплексное вмешательство специалистов - врачей, дефектологов,
логопедов, психологов, социальных педагогов.
Имеется ряд факторов, которые невозможно не учитывать при
организации педагогической и коррекционно-развивающей работы с данным
контингентом детей, а именно:
-
степень
тяжести их дефекта;
-
состояние
здоровья;
-
типологические
и характерологические особенности ребенка;
-
социальная
среда и материальные условия формирования личности ребенка;
-
готовность
его к школе;
-
наличие
навыков самообслуживания и элементарных трудовых навыков;
Следовательно, имеется необходимость оказания комплексной
дифференцированной помощи детям с ограниченными возможностями на основании
рекомендаций медиков, специалистов психолого-медико-педагогических консультаций
(Г1МПК) и реабилитационных центров. Таким образом, комплексная программа
подготовки детей к жизни в современном социуме должна быть направлена на
преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями, трудовыми и
коммуникативными навыками, оздоровления.
Одна из форм получения образования — надомное. Оно рассчитано
на детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные
учреждения. Существуют два варианта домашнего обучения для детей:
1.
По
общеобразовательной программе с выдачей документа (аттестата) государственного
образца о среднем общем образовании;
2.
По
вспомогательной (специальной коррекционной) программе с выдачей документа
(свидетельства) нецензового образования.
1.
Дети,
которые учатся по общеобразовательной программе, проходят те же предметы,
выполняют задания и контрольные работы, сдают государственные экзамены наравне
со своими сверстниками.
2.
Дети,
которым рекомендовано заниматься по специальной (коррекционной) программе,
нуждаются в специфических образовательных услугах, организованных по
специальной учебной программе, в основе которой лежит особый Базисный учебный
план.
Средние общеобразовательные школы не имеют соответствующего
методического обеспечения, правовой и нормативной базы, регламентирующей
взаимоотношения между участниками образовательного процесса, главное -
подготовленных
специалистов: учителей-дефектологов, специальных психологов,
логопедов. Работал» с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии,
должны учителя, прошедшие подготовку по специальной психологии и
олигофренопедагогике. Эти требования еще более высоки к
педагогу, обучающему ребенка на дому.
В настоящее время в общей детской популяции наблюдается рост
количества детей с особыми потребностями в обучении и воспитании, в том числе
и с нарушениями в интеллектуальном развитии, которое может различаться по
степени сложности и наличием сопутствующих заболеваний. Такие дети, с особыми
образовательными потребностями, нуждаются в пристальном внимании со стороны
семьи, школы, органов образования, здравоохранения, социальной защиты и даже
правоохранительных органов. Основанием для организации обучения ребенка на
дому является его гарантированное право на получение соответствующего его
возможностям специального коррекционного образования. Перечень заболеваний,
дающих право на надомное обучение, утвержден совместным письмом Министерства
просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСРот 8/28.07.1980г.
Правовым основанием предоставления особых образовательных услуг для учреждения
является лицензирование и государственная аккредитация. Учебно-воспитательная
деятельность такого учреждения должна бьггь соответствующим образом
организована, что предполагает наличие материально-технической,
научно-методической, нормативно- правовой базы.
В научном, теоретическом плане проблема обучения на дому
детей с ограниченными возможностями здоровья является недостаточно
разработанной. В настоящее время практически отсутствует информационный обмен
опытом по проблеме надомного обучения учащихся с ограниченными возможностями
здоровья. Поэтому специалисты Уфимской специальной (коррекционной) школы-интерната
№ 63 УШ вида начали поиск технологий и возможных организационных решений
обучения на дому учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Значимость данной проблемы заключается также в том, что
реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами
образования является важнейшей составной частью программы их комплексной
реабилитации, направленной на максимальную реализацию личностного потенциала
детей и их полноценное вхождение в общество.
Под надомной формой обучения мы понимаем многофункциональную
систему обучения и воспитания, осуществляемую в условиях семьи, оказывающую
коррекционно-развивающую, социально-педагогическую, медицинскую и
психологическую помощь детям и подросткам.
Обучаются дети на дому в основном по медицинским показаниям
и, малая часть, по социальным причинам. Ежегодно 30-35 учащихся школы вынуждены
обучаться на дому. Администрация и специалисты нашей школы поставили перед
собой цель - интегрировать на первом этапе детей, обучающихся на дому, в
школьный коллектив, следующий этап предполагает постепенное вхождение ребенка в
социум.
Данная задача наиболее сложная, так как требует изменений
стереотипов массового мышления, установления толерантности в общественных
отношениях. Ребенок с нарушениями в развитии нуждается не только в защите своих
Конституционных прав, но и признания каждым членом общества его права быть
таким каков он есть. Начинается этот процесс конечно же в семье, поэтому
специалисты школы ведут кропотливую просветительскую работу с родителями и
родственниками учеников. Дни от крытых дверей, выставки работ учеников и
педагогов, родительские собрания, совместные мероприятия, такие как «День
знания», «Последний звонок», «Выпускной вечер», праздничные утренники,
совместные экскурсии, беседы с психологом школы, социальным педагогом,
юридические консультации, т.е. постоянное живое общение помогает родителям
преодолеть чувство отчужденности и безысходности. Посещая школу, присутствуя на
занятиях, наблюдая за достижениями своих детей, видя любовь к их детям со
стороны педагогов сотрудников школы, в сердцах родителей появляется чувство
благодарности, уходит недоверие и агрессивность. Родителей, особенно матерей
можно понять, они до последнего не верят в страшный диагноз, скрывают, что их
ребенок учится в специальной (коррекционной) школе, страшатся будущего своего
ребенка
Более успешной интеграции в общественную жизнь детей
обучающихся на дому помогут новейшие технологии обучения с использованием
компьютерных технологий, навыков пользования сетью Интернет, а также других
современных методов педагогической работы.
Ребенок
с ограниченными возможностями здоровья, обучающийся на дому нуждается в такой
организации комплексной помощи и поддержки, которая бы удовлетворяла бы его
природным, физиолого-психологическим, возрастным и личностным качествам.
Личностный (индивидуальный) подход поможет ребенку с интеллектуальными
нарушениями осознать себя как личность, выявить его возможности, стимулировать
его самостановление, самоутверждение, самореализацию.
Психолого-педагогические проблемы личностно-ориентированного подходав
школе VIII вида
Амекачев Ю.К., директор ГОУ Уфимская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 59 VIII вида
К основным проблемам современного коррекционного образования
относятся: успешность каждого учащегося, сохранность и укрепление его здоровья
при организации учебно-воспитательного процесса, процесс не механического
усвоения суммы знаний, а прежде всего приобретение воспитанниками социального
опыта.
Каждым творчески работающим педагогом, с какой бы категорией
учащихся он ни работал, применяя современные технологии и методы, успешное
решение всех педагогических задач возможно лишь при «обращении» к личности
учащегося, применяя в своей работе личностно-ориентированный подход.
Основным принципом разработки личностно-ориентированной
системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание
необходимых и достаточных условий для его развития.
Чаще всего под личностно-ориентированном обучении подразумевается
гуманное отношение к учащимся, создание «ситуации успеха», использование
развлекательных моментов, насыщение урока самостоятельными и творческими
заданиями.
Все выше перечисленное делает учебно-воспитательный процесс
более привлекательным и результативным, но это далеко не полный перечень
определений личностно-ориентированного обучения.
Так перед коллективом педагогов школы-интерната №59 была
поставлена проблема актуальности применения личностно-ориентированного
обучения в коррекционной школе VIII вида.
Несмотря на то, что изначально этот вопрос казался
элементарным и каждый педагог смело высказывал свое мнение об однозначной
необходимости его применения, говоря о том, что индивидуальный и
дифференцированный подход - основа коррекционной педагогики, коллектив
педагогов школы, углубившись в данную проблему, разделился на две группы: «за»
и «против». Основной причиной противоречия взглядов на данную проблему
педагогов школы - способ признание ученика VIII вида полноценной личностью
умеющей сделать самостоятельный выбор, демонстрирующий самостоятельную
деятельность, личностные убеждения регулирующим свое поведение, направляя его
в нормативные рамки, ведь в личностно-ориентированном образовании ученик —
главное действующее лицо всего образовательного процесса. Педагог становится
не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и
помощником в развитии личности ученика.
Весь коллектив педагогов углубился в изучение этой проблемы.
С этого момента на каждой перемене шло «бурное обсуждение»: одни высказывались
о том, что личностно-ориентированный подход — основа коррекционной педагогики,
а не нововведение, другие «прорабатывали» определение «личность».
Для решения данной проблемы администрацией школы было принято
решение - вынести на педагогический совет вопрос «актуальность
личностно-ориентированного обучения в школе VIII вида».
В связи с этим была проведена большая работа по подготовке к
педагогическому совету: проведен первичный опрос педагогов, демонстрирующий
теоретические знания по данному вопросу; еженедельно заслушивались выступления
учителей о практическом применении на уроках элементов
личностно-ориентированного обучения; была подготовлена и представлена
презентация о работе И.С. Якиманской - автора разработки технологии системы
личностно-ориентированного обучения; организована книжная выставка в
библиотеке школы с литературой и периодическими изданиями по данной теме.
Весь педагогический коллектив включился в еще более подробное
изучение данной темы: перечитывалась всевозможная литература, а все прочитанное
акгивно обсуждалось, в уроки все чаще включались элементы
личностно-ориентированного подхода и обучения. Но споры не стихали, учителя
смело отстаивали свои позиции, рассуждая об актуальности и новизне личностно -
ориентированного обучения.
В связи с этим было принято решение провести педагогический
совет в форме «Дебаты». На педагогический совет были приглашены в качестве
экспертов специалисты кафедры коррекционной педагогики Института развития
образования РБ.
В день проведения ожидаемого мероприятия, учителями школы-
интерната № 59 проводились открытые уроки и мероприятия с применением
технологий личностноориентированного обучения и лишь после их обсуждения
коллектив смело дебатировал по данной проблеме.
Вывод был однозначным, ведь в школе уже ведется большая и
серьезная работа по включению личностно-ориентированных технологий в
учебно-воспитательный процесс, в частности технологии обучения в
сотрудничестве: переход от педагогики требований к педагогике отношений,
применяется гуманно-личностный подход к ребенку. На каждом уроке организуется
единство обучения и воспитания, педагоги активно работают над мотивацией
индивидуальных достижений в учебной деятельности, методы побуждения учеников к
достижению коллективного успеха. Условия урока формируют должный уровень
мотивации коллективных достижений, ведь групповая работа социализирует ученика,
способствует развитию личности, ведь в групповой работе важно даже не то, как
решили задачу, а как решали. Неудача воспринимается как неудача всех. Успех -
как успех всех.
Учитель систематически наблюдает за самореализацией каждого
ученика и постепенно создаёт его «познавательный портрет», включающий описание
особенностей мотивационно-потребностной, эмоциональной и операциональной
стороны учебной деятельности. Задача учителя при этом резко меняется. Он должен
организовать разнообразную среду, где каждый ученик самореализовался бы в
соответствии с индивидуальными познавательными возможностями. Образовательный
процесс обязательно должен быть не только информационным, сколько развивающим.
Создав условия, учитель фиксирует индивидуальное поведение ученика,
накапливает своеобразный банк данных, из чего складывается познавательный
портрет учащегося, изучение и описание «познавательного профиля» ученика
(своеобразный тип мышления, склонность к определённым предметам).
Учителями коррекционной школы № 59 активно на практике
применяют данные технологии: на занятии «мастер класс» по изготовлению
поздравительной открытки учителем трудового обучения Латыповой В.Г. ученики
выступили в роли консультантов, обучающих педагогов и присутствующих гостей
технологии изготовления открытки. Это делает каждое занятие
картонажно-переплетной мастерской не только ингересным, но с большей активностью
учащиеся демонстрируют свои знания, умения, мастерство.
Ряд педагогов предоставляет учащимся возможность
самостоятельного выполнять несложные задания, опираясь на зону ближайшего
развития, самостоятельно выбирая себе посильное задание. Так на уроке
валеологии ученики имеют возможность выбора социальных ролей: водитель,
пешеход, случайных свидетелей, и самостоятельно определяются с дальнейшими
действиями при оказании первой помощи при ДТП (учитель Садулаев М.Б.).
На уроках географии, сопоставляя показания карт наблюдения
погоды за последние несколько, лет учащимися был сделан вывод - потепление
климата. На каждом уроке Дусовой Л.Н. задаются учащимся проблемные вопросы,
которые заставляют учащихся размышлять, делать необходимые выводы, а порой и
отстаивать свои «позиции».
Учениками начальной школы, совместно с родителями, активно и
с большим интересом работают над составлением ШЭЖЕРЕ и «История моей семьи».
Учителями трудового обучения всегда дается возможность
каждому ученику оценить свою работу и работу одноклассника
Большинство учителей нашей школы применяют
личностно-ориентированные технологии на практике, предоставляя возможность
выбора учащимся, предоставляя возможность каждому ученику самооценивания,
анализа и самооценки содержания проверенной работы (например, по заданному
учителем плану, схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать вывод о
том, что получилось, а что не получилось, где ошибки). Учащиеся все чаще
анализируют и оценивают характер своего участия в учебной работе (степень
своей активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы,
инициативности, учебной изобретательности и пр.). Девизом для коллектива
педагогов нашей школы стали слова немецкого ученого, психолога, дефектолога
Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить!».
Комментариев нет:
Отправить комментарий